Полезные статьи - ОСОБЕННОСТИ УСВОЕНИЯ ДЕТЬМИ ЗВУКОВ РЕЧИ
-
Просмотров: 11390
Содержание материала
ОСОБЕННОСТИ УСВОЕНИЯ ДЕТЬМИ ЗВУКОВ РЕЧИ
Учитель- логопед М.О. Вахромова
Формирование правильного произношения у детей – это очень сложный процесс, ребёнку предстоит научиться управлять своими органами речи, осуществлять контроль за речью окружающих и собственной.
В результате такой работы при нормальном ходе речевого развития не позднее чем к 5 – 6 годам ребёнок должен овладеть правильным произношением всех звуков речи. Правильным произношением звуков ребёнок овладевает лишь постепенно по мере созревания артикуляционного аппарата.
В первые годы жизни из-за несовершенства речевых органов ребёнок может правильно произносить лишь самые простые по артикуляции звуки, в произношении которых активное участие принимают только губы, а язык не активен. Именно из этих звуков и состоят первые слова ребёнка: МАМА, ПАПА, БАБА. Несколько позднее (к 2-3 г.) усваиваются и другие артикуляторно простые звуки (см. табл.). Более же сложные согласные звуки (С, З, Ц, Ш, Ж, Ч, Щ, Л, Р) примерно до 3-5 лет или полностью отсутствуют в речи детей или заменяются более простыми для произношения звуками. Это явление получило название «возрастного косноязычия», поскольку в определённом возрасте оно бывает свойственно всем без исключения детям.
Каждый сложный звук усваивается ребёнком в несколько этапов.
Вот самые распространённые звуки – заменители для сложных по произношению согласных:
Л: Й – ЛЬ – Л (йампа – лямпа – лампа)
Р: Й – ЛЬ – Л – Р’ - Р (йиба – либа – лыба – риба - рыба)
С: ТЬ – СЬ – С (тянки – сянки - санки)
З: ДЬ – ЗЬ – З (дьонт – зьонт - зонт )
Ж: ДЬ – Д – ЗЬ – З – Ж ’ – Ж (дюк – зюк – зук – жук)
Ш: ТЬ – СЬ – С – Ш (тюба – сюба – суба – шуба)
Ц: ТЬ – СЬ – Ц (тяпля – сяпля – цапля)
Таблица с примерными сроками окончательного усвоения детьми гласных и согласных звуков
Время появления
звуков (в годах)
|
1 - 2
|
2 - 3
|
3 - 5
|
5 - 6
|
Звуки
|
А О Э
П Б М
|
И Ы У
Ф В
Т Д Н
К Г Х Й
|
С З Ц
Ш Ж Ч Щ
|
Л
Р
|
Если же своеобразие в произношении звуков задерживается до более позднего возраста, то так называемое «возрастное косноязычие» уже перестаёт быть «возрастным». Такая задержка свидетельствует о наличии каких-то особых причин, мешающих ребёнку своевременно овладеть правильным произношением звуков речи. Здесь уже приходиться говорить о нарушениях звукопроизношения, требующих специальной логопедической помощи.
Родителям также важно знать, что существуют такие особенности в произношении звуков, которые уже с самого начала нельзя относить к «возрастному косноязычию». Искажённое произнесение звука – это всегда и в любом возрасте - нарушение, которое без специального логопедического воздействия не уйдёт. Сюда относится, например, «хлюпающее» произношение, когда выдыхаемая воздушная струя идёт в щёки (иногда даже с заметным раздуванием щёк); межзубное произношение, когда кончик языка просовывается между зубами и звуки приобретают оттенок шепелявости; горловое и «украинское» произношение звука Р и др.
Причины нарушений звукопроизношения :
- выраженные дефекты в строении артикуляционного аппарата (губ, зубов, челюстей (неправильный прикус), языка, мягкого и твёрдого нёба);
- недостаточная подвижность губ и языка;
- трудности различения некоторых сходных звуков на слух (при нормальном слухе);
- отсутствие правильного образца для подражания