Полезные статьи - ОСОБЕННОСТИ УСВОЕНИЯ ДЕТЬМИ ЗВУКОВ РЕЧИ

Просмотров: 9297

Содержание материала

 

ОСОБЕННОСТИ УСВОЕНИЯ ДЕТЬМИ ЗВУКОВ РЕЧИ

1вахромова2  Учитель- логопед М.О. Вахромова

Формирование правильного произношения у детей – это очень сложный процесс, ребёнку предстоит научиться управлять своими органами речи, осуществлять контроль за речью окружающих и собственной.

В результате такой работы при нормальном ходе речевого развития не позднее чем к 5 – 6 годам ребёнок должен овладеть правильным произношением всех звуков речи. Правильным произношением звуков ребёнок овладевает лишь постепенно по мере созревания артикуляционного аппарата.

В первые годы жизни из-за несовершенства речевых органов ребёнок может правильно произносить лишь самые простые по артикуляции звуки, в произношении которых активное участие принимают только губы, а язык не активен. Именно из этих звуков и состоят первые слова ребёнка: МАМА, ПАПА, БАБА. Несколько позднее (к 2-3 г.) усваиваются и другие артикуляторно простые звуки (см. табл.). Более же сложные согласные звуки (С, З, Ц, Ш, Ж, Ч, Щ, Л, Р) примерно до 3-5 лет или полностью отсутствуют в речи детей или заменяются более простыми для произношения звуками. Это явление получило название «возрастного косноязычия», поскольку в определённом возрасте оно бывает свойственно всем без исключения детям.

Каждый сложный звук усваивается ребёнком в несколько этапов.

Вот самые распространённые звуки – заменители для сложных по произношению согласных:

Л: Й – ЛЬ – Л (йампа – лямпа – лампа)

                   Р: Й – ЛЬ – Л – Р’ - Р (йиба – либа – лыба – риба - рыба)

С: ТЬ – СЬ – С (тянки – сянки - санки)

З: ДЬ – ЗЬ – З (дьонт – зьонт - зонт )

Ж: ДЬ – Д – ЗЬ – З – Ж ’ – Ж (дюк – зюк – зук – жук)

Ш: ТЬ – СЬ – С – Ш (тюба – сюба – суба – шуба)

Ц: ТЬ – СЬ – Ц (тяпля – сяпля – цапля)

 

Таблица с примерными сроками окончательного усвоения детьми гласных и согласных звуков

Время появления
звуков (в годах)
1 - 2
2 - 3
3 - 5
5 - 6
Звуки
А О Э
П Б М
И Ы У
Ф В
Т Д Н
К Г Х Й
 
С З Ц
Ш Ж Ч Щ
 
Л
Р

Если же своеобразие в произношении звуков задерживается до более позднего возраста, то так называемое «возрастное косноязычие» уже перестаёт быть «возрастным». Такая задержка свидетельствует о наличии каких-то особых причин, мешающих ребёнку своевременно овладеть правильным произношением звуков речи. Здесь уже приходиться говорить о нарушениях звукопроизношения, требующих специальной логопедической помощи.

Родителям также важно знать, что существуют такие особенности в произношении звуков, которые уже с самого начала нельзя относить к «возрастному косноязычию». Искажённое произнесение звукаэто всегда и в любом возрасте - нарушение, которое без специального логопедического воздействия не уйдёт. Сюда относится, например, «хлюпающее» произношение, когда выдыхаемая воздушная струя идёт в щёки (иногда даже с заметным раздуванием щёк); межзубное произношение, когда кончик языка просовывается между зубами и звуки приобретают оттенок шепелявости; горловое и «украинское»   произношение звука Р и др.

Причины нарушений звукопроизношения :

  • выраженные дефекты в строении артикуляционного аппарата (губ, зубов, челюстей (неправильный прикус), языка, мягкого и твёрдого нёба);
  • недостаточная подвижность губ и языка;
  • трудности различения некоторых сходных звуков на слух (при нормальном слухе);
  • отсутствие правильного образца для подражания