Полезные статьи - «А Вы знаете, сколько звуков в слове ЁЖ?»
-
Просмотров: 11236
Содержание материала
Страница 3 из 12
А Вы знаете, сколько звуков в слове ЁЖ?
Учитель - логопед О.В.Бордунова
Буква – это знак, обозначающий звук. Вместо букв можно использовать другие знаки.
Таким образом, звуки мы слышим и произносим, буквы видим и пишем. Это нужно чётко усвоить и помочь детям понять, что всё воспринимаемое на слух – это звуки.
2.Звуки нашей речи.
В нашей речи всего 6 гласных звуков: [а] [о] [у] [и] [ы] [э]. Все остальные звуки согласные. Гласные звуки можно тянуть сколь угодно долго, пока хватит дыхания. Выдыхаемый воздух не встречает на своём пути никаких преград.
Чтобы детям было легче запомнить понятие «согласные», мы говорим, что эти звуки «согласны» на преграду. Преградой на пути воздуха могут быть губы, зубы, язык.
Согласные звуки могут быть звонкие и глухие. Самый простой способ определения звонкости / глухости согласных звуков - закрыть уши и послушать свой голос. Звонкие и глухие согласные чаще всего составляют пару: б – п, в – ф, з – с …Но есть и непарные звонкие ([л], [м], [н], [р],[й]) и непарные глухие согласные ([ц], [ч], [щ]). В русском языке звонкие парные согласные имеют одну особенность: они оглушаются в конце слова и перед глухими согласными звуками. Мы, например, говорим «лоп», а пишем лоб, «гот» - год; «лотка» - лодка, «укаска» - указка.
Согласные звуки различают также по «твёрдости» и «мягкости». От того, как произносим тот или иной звук меняется значение слова. Например, в слове «лук» звук [л] – твёрдый, но если мы произнесём его мягко, как [л,], получится новое слово «люк». (Мишка – мышка)
Почти все «твёрдые» согласные звуки имеют свою «мягкую» пару. Исключение составляют всегда твёрдые согласные: [ц], [ш], [ж], и всегда мягкие согласные: [й], [ч], [щ].
- Анализ слова: слоговой, звуковой, звуко-буквенный.
Слоговой анализ – это деление слов на слоги и определение их количества.
Следует помнить, что сколько в слове гласных звуков, столько и слогов. Т.к. в русском языке именно гласные звуки являются слогообразующей единицей (сравните: у-ли-ца, трам-вай, тигр). В слове «ствол» 4 согласных звука, а слог только один. В связи с этим важно научить детей правильно произносить слова со стечением согласных. Например, «журавль», а не «жураваль», «корабль», а не « корабыль».
Звуковой анализ слов – может быть простой и сложный.
Простой – выделение ударного гласного, выделение названного звука, определение первого и последнего звука в слове.
Сложный – определение местоположения звука в слове (начало, середина, конец слова), определение последовательности и количества звуков с их характеристикой.
Звуко-буквенный анализ как наиболее сложная форма выполняется в начальной школе. Пример: в слове «ёж» 2 буквы (ё, ж), но 3 звука ([й], [о], [ш])
Игры и упражнения, которые помогут нашим детям
«Кто больше?» (назовёт слов с ударным гласным звуком; придумает слов с названным первым звуком, назовёт слов с данным количеством слогов).
«Цепочка слов»: первый игрок называет слово и определяет последний звук, второй игрок должен придумать слово, начинающееся на этот звук; следующий игрок придумывает слово, начинающееся на последний звук слова, предложенного предыдущим игроком.
«Угадай-ка»: угадать, какое слово задумал водящий с гласными звуками [у, а] (мука, рука, булка), [у,и,а] (улица, улитка, курица)…
Проверьте себя
(тест для родителей)
- Определить количество звуков в слове «ёж». Выбрать ответ.
- 1
- 2
- 3
- Определить количество мягких согласных звуков в слове «ключ». Выбрать ответ.
- 1
- 2
- 3
- Определить количество звонких согласных звуков в слове «гриб». Выбрать ответ.
- 1
- 2
- 3
- Определить количество звонких согласных звуков в слове «юбка». Выбрать ответ.
- 1
- 2
- 3
Ответы: В1. – О.3; В.2 – О.2; В.3 – О.2; В.4 – О.1.
(В. - вопрос, О. - ответ)