Полезные статьи
-
Просмотров: 11230
Содержание материала
В этом разделе сайта наши педагоги подготовили для Вас интересные и познавательные статьи
Учим буквы
Статья подготовлена учителем-логопедом С.А.Кормановой
январь 2021
А Вы знаете, сколько звуков в слове ЁЖ?
Учитель - логопед О.В.Бордунова
- Анализ слова: слоговой, звуковой, звуко-буквенный.
- Определить количество звуков в слове «ёж». Выбрать ответ.
- 1
- 2
- 3
- Определить количество мягких согласных звуков в слове «ключ». Выбрать ответ.
- 1
- 2
- 3
- Определить количество звонких согласных звуков в слове «гриб». Выбрать ответ.
- 1
- 2
- 3
- Определить количество звонких согласных звуков в слове «юбка». Выбрать ответ.
- 1
- 2
- 3
Использование элементов нейрогимнастики для коррекции речи ребёнка
Учитель - логопед Н.А. Дубровина
- Развитие межполушарной специализации.
- Развитие межполушарного взаимодействия.
- Развитие комиссур (межполушарных связей).
- Синхронизация работы полушарий.
- Развитие мелкой моторики.
- Развитие способностей.
- Развитие памяти, внимания.
- Развитие речи.
- Развитие мышления.
- Устранение дислексии и дисграфии.
- стимулирует память, мыслительную деятельность;
- помогает получить энергию, необходимую для обучения;
- снижает утомляемость;
- улучшает моторику, как мелкую, так и крупную;
- благоприятно сказывается на процессе письма/чтения;
- повышает продуктивную работоспособность;
- формирует уверенность в себе при публичных выступлениях, что непременно потребуется в школе, когда ребенку нужно будет читать доклад перед аудиторией, а также сдавать экзамены.
Мотивация родителей и детей для выполнения рекомендаций учителя – логопеда
Учитель-логопед М.А.Коротнева
Здравствуйте уважаемые родители.
Давайте вспомним, с какой целью вы привели ваших детей в наше образо-вательное учреждение?
Что – бы ликвидировать отставание детей, как в речевом, так и в общем развитии.
В логопедические группы коррекционного дошкольного учреждения по-ступают дети с различной речевой недостаточностью. Когда «страдает» не просто звукопроизношение, а механизмы восприятия, понимания речи, осмысление действительности окружающего мира.
Мы часто слышим от родителей, что абсолютно не хватает времени, для выполнения заданий . И действительно мы все очень заняты. Но вам хорошо знакомо выражение.
Если хочется, то найдешь возможности.
Если не хочешь, найдешь причины.
Родители должны искренне захотеть организовать увлекательные обу-чающие игры. И тогда у них все получится.
Индивидуальная форма работы самая эффективная и проводится в саду и дома. В саду проводит работу логопед и воспитатель, а дома родители проводят работу самостоятельно по рекомендации логопеда.
Логопедические рекомендации – это те умения и навыки, знания, которые дети прибрели в детском саду, и детям необходимо закрепить их дома, в свободном общении, в свободной речи, в бытовой ситуации.
Если индивидуальной формы работы не будет дома, то велика вероят-ность, что у ребенка останется (есть такое выражение кабинетная речь), когда в кабинете у логопеда он следит за своей речью, а выходя об этом забывает.
А у родителей есть возможность используя предложенный материал, за-креплять полученные умения и навыки в свободном речевом общении (во время игр, прогулок, экскурсий, походов в магазин и т. д.).
Игра-лучший помощник в занятиях с детьми. Предложите ребёнку в игро-вой форме повторить задание с игрушкой или для какой-нибудь игрушки. Эффективным приёмом являются игры соревновательного характера.
Вы видите слайд, где отмечены все направления коррекционно - образо-вательной работы, которая проходит в коррекционных группах.
То есть ведется работа по всем направлениям развития речи, предусмот-ренным программным содержанием.
• Воспитание правильного звукопроизношения (постановка звука).
• Развитие фонематических процессов (напомню игры, что – бы вам было более понятно это выражение).
Например это игры:
• Игра «Угадай, что звучит». Ребёнку предлагается послушать звук и отгадать, что звучит.
• Игра «Шаг вперед». Взрослый называет слова, близкие по звуковому составу, ребёнок должен сделать шаг вперед, услы-шав заданное слово (коса, каша, коза).
• Игра «Попугайчики» (повторяем за взрослым слоговые ряды , в состав которых входят оппозиционные звуки. Например: па-ба, сы-ши, ка-га-ка, са-за-са, мо-мё-мо.
• Игра «Назови слова с заданным звуком». Взрослый называет три-четыре слова (затем можно увеличивать количество слов), ребёнок, прослушав эти слова, должен назвать только те из них, в которых есть заданный звук. Ребенок может придумать и свои слова.
• Игра «Паровозик». Ребёнку предлагается определить место заданного звука в слове: в начале, середине, в конце слова .
• Упражнение «Собери слово из слогов». Игра может проводит-ся устно, либо с карточками, на которых написаны слоги, если ребёнок умеет читать. Ребёнку предлагается собрать слово из данных слогов: ка, ру – рука, бу, га, ма – бумага.
• Упражнение «Составь звуковую схему» и т. д.
• Формированию лексико-грамматического строя (это обогащение словаря, упражнения на словоизменения и словообразования, изме-нение по родам, числам и падежам, согласование разных частей речи существительных с прилагательными, с числительными, подбор род-ственных слов, обобщающих и уточняющих слов и т. д.).
Всему этому дети учатся во время речевых игр, например:
«Ласковое слово» (туча – тучка), «Один – много» (глаз - глаза, ухо - уши), «Сосчитай до пяти», «Слова из одной семейки» ( лист, листо-чек, листопад, лиственница), «Скажи наоборот» (мягкий – твердый, холодный – теплый), «Гномы и великаны» (у гнома сапожок, а у ве-ликана сапожище; у гнома домик, а у великана домище), «Мой, моя, мое» или «Жадина» (образование притяжательных прилагательных).
• Развитие связной речи (это умение построить предложение, сплани-ровать свою речь, и последовательно не допуская логических про-пусков пересказать сказку, составить рассказ – описание, придумать рассказ и т. д.).
Напомню вам игры от самых простых, до сложных
«Ладушки»
Цель игры: приучать детей слушать речь, соотносить действие со словом потешки, отвечать на вопросы.
Игра с пальчиками
Цель игры: приучать слушать речь, понимать, о чем говорится в потешке, соотносить слова с действиями пальцев.
«Чего на свете не бывает»
Цель: научить находить и обсуждать ошибки, при рассматривании кар-тинки-нелепицы.
Ход игры. Рассмотрев картинки-нелепицы, попросить ребёнка не про-сто перечислить неправильные места, но и доказать, почему данное изображение ошибочное. Тогда получится полное описание картины, да еще и с элементами рассуждения.
«А я бы…»
Цель: развитие творческого воображения, обучение свободному рассказы-ванию.
Ребенку прочитали сказку, а потом предложите ему рассказать, что бы он сделал, если бы попал в данную сказку и стал бы одним из главных пер-сонажей.
Что может входить в рекомендации логопеда:
• Задание на развитие артикуляционной моторики.
Артикуляционную гимнастику необходимо выполнять два раза в день, перед зеркалом, при хорошем освещении. (около 4 – 5 мин.). Интереснее выполнять упражнения в игровой форме, используя ил-люстрации, игрушки бибабо.
• Графические задания на рисование, штриховку ребёнок должен вы-полнять сам, но под обязательным наблюдением взрослого.
Если ребенок не справляется, можно взять руку ребенка и выполнить задание вместе. Вместе – это не значит вместо.
• Задание на развитие на дыхание. Проводится в хорошо проветрен-ном помещении ( 3-4 упр.).
Можно использовать различные тренажеры (листочки, снежинки, перышки).
• Задание на автоматизацию поставленного звука.
Вначале задание по автоматизации необходимо выполнять перед зеркалом, для контроля правильной артикуляционной позы. В даль-нейшем без зеркала.
• Лексико-грамматические игры и упражнения. Это могут быть и ре-чевые игры, настольно - печатные игры и компьютерные игры (5 -10 метут).
• Если заранее продумать игру, то ребенок даже не заметит, когда вы с ним позанимались
Возвращаетесь домой вечером. Собираете букет из осенних листьев и предлагаете вспомнить с какого дерева листок (с березы – березо-вый листок, с клена – кленовый и т. д.). Сосчитай листья – до 5. Как называется явление, когда опадают листья – листопад,
• Задания по закреплению навыков звукового анализа и синтеза (в зависимости от уровня подготовки детей).
Ваша речь должна быть образцом для ребенка.
Не заостряйте внимание ребенка на недостатках его речи. Однако, когда изучаемый звук находиться на этапе автоматизации (т.е. поставлен), ро-дителям нужно в ненавязчивой форме напомнить о его правильном произ-ношении.
Рекомендации родителям для помощи при выполнении домашних за-даний с детьми.
1. Не превращайте выполнения ребёнком домашних заданий в орудие пы-ток.
Задания выполняются не в один приём. А разбиваются на части (по10-15 минут работы).
Если вы заметили, что у ребенка пропал интерес к занятию, прекратите его, возобновив снова спустя некоторое время.
2. Любое задание необходимо не только объяснить, но и показать последо-вательность действий и весь ход его выполнения.
В объяснение не должно быть ни одного непонятного слова. В этом воз-расте любое слово, смысл которого ребёнок не знает, может сделать непо-нятной всю инструкцию.
3. Формируйте положительную мотивацию выполнения домашнего зада-ния, его дальнюю перспективу.
4. Поощряйте своего ребёнка за хорошо выполненное домашнее задание. Хвалите ребенка, радуйтесь его результатам.
5. Помогайте ребёнку в выполнении домашнего задания только в том слу-чае, если он в этом нуждается.
7. Не пытайтесь выполнять задание за своего ребёнка, лучше пусть он во-обще не сделает домашние задание, чем сделаете его вы.
8. Интересуйтесь, какую дополнительную литературу можно использо-вать.
9. Консультируйтесь с учителем-логопедом, если видите, что ваш ребё-нок испытывает затруднения при выполнении заданий.
10. Пусть выполнение домашних заданий станет для ребенка игрой.
Только тесный контакт в работе логопеда и родителей может способство-вать устранению речевых нарушений в дошкольном возрасте, а значит, и дальнейшему полноценному школьному обучению.
Самое главное уважаемые родители, вы должны понять, – без вашего уча-стия не достигнуть желаемых результатов.
Что не выполняя домашних заданий сегодня с дошкольником , завтра вы не сможете потребовать от школьника собранности, самостоятельности, ответственности.
Надеюсь, что мое выступление послужило хорошей мотивацией для вас.
Что такое дисграфия
Учитель - логопед О.А. Пузикова
Для современной образовательной школы характерна, буквально, катастрофическая неуспеваемость многих учащихся по русскому языку. Это явление далеко не случайное. Причины его уходят корнями в дошкольный и даже более ранний возраст.
У многих детей уже в первые дни пребывания в школе возникают специфические трудности письма, которые свидетельствуют о наличии у ребенка так называемой дисграфии.
Под этим термином понимают стойкие нарушения письма, не связанные с незнанием грамматических правил, а обусловленных недоразвитием или частичным повреждение тех или иных мозговых механизмов, которые обеспечивают сложный процесс письма.
Дисграфические ошибки выражаются в пропусках и перестановках букв в словах, в заменах одних букв другими, в «зеркальном» написании букв и т.д.
Появление таких ошибок свидетельствует о неготовности ребенка к началу школьного обучения, о его недостаточной психофизиологической «зрелости». (Правда, и готовых к школьному обучению детей на первых порах могут иногда наблюдаться такого рода ошибки, но они не носят стойкого характера и быстро исчезают по мере овладения грамотой).
Дисграфия иногда возникает «из ничего». Понимание этого обстоятельства указывает на наиболее рациональный, единственно правильный путь «борьбы» с данной формой речевой патологии. Эта «борьба» должна начинаться не в школе, когда дисграфия обнаружится в виде специфических ошибок на письме, а в дошкольном возрасте, еще задолго до начала обучения ребенка грамоте.
Дети, страдающие дисграфией, нуждаются в специальной логопедической помощи, поскольку специфические ошибки письма не могут быть преодолены обычными школьными методами.
Для глобального решения этой проблемы гораздо важнее говорить о способах профилактики дисграфии у детей школьного возраста, чем о путях ее преодоления у школьников, тем более что дисграфию (как и любую форму речевой патологии) значительно легче предупредить, чем устранить.
Наличие предпосылок дисграфии-это уже патология, одним из основных видимых признаков которой является отклонение от нормального хода речевого развития. Сам по себе факт существования предпосылок дисграфии свидетельствует о том, что она уже как бы имеется, но пока еще в скрытом виде. «Скрыта» она до тех пор, пока ребенок не взял в руки ручку и тетрадь.
Основная опасность здесь таится в том, что родители в подавляющем большинстве случаев не замечают имеющегося отставания в развитии ребенка и вплоть до поступления в школу полагают, что у него все «нормально».
Если же возникает смутная догадка, что «что-то не так», очень многие успокаивают себя: «С возрастом все пройдет!» Не пройдет это с возрастом, а только еще больше укоренится и к томе же «обрастет» массой нарушений.
К мерам ранней профилактики дисграфии относится целенаправленное развитие тех психических функций, достаточная сформированность которых необходима для нормального овладения процессом письма , а именно:
1. Развитие дифференцированного слухового восприятия.
2. Забота о своевременном «исчезновении» возрастного косноязычия.
3. Развитие пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза.
4. Обогащение словарного запаса и забота о правильном формировании грамматического строя речи.
ЧТО ТАКОЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ?
Педагог психолог Т.В.Ткаченко
«Психологическое сопровождение» - это самый важный ответ на вопрос, зачем нужен психолог. Сопровождение предполагает создание социально-психологических условий для успешного дошкольного образования и психологического развития ребенка в детском саду.
Иногда в сложной или неясной ситуации педагоги предлагают родителям обратиться за помощью к психологу. Это могут быть трудности в общении, тревожность и напряженность, агрессия, направленная на других и самого себя, изменение ситуации в семье, на которую ребенок реагирует значительным изменением своего настроении или поведения, а также трудности в усвоении образовательной программы детского сада. Нет, психолог не сможет исправить всё в одно мгновение, за один день, как по мановению волшебной палочки. Психолог не волшебник. В настоящей психологии магии нет. Есть знания, навыки, определенные умения, которые могут помочь детям и взрослым в трудной ситуации…
Педагог-психолог руководствуется принципом, что внутренний мир ребенка – это безусловная ценность. И поэтому стремится создать условия для максимального раскрытия индивидуально-личностного потенциала, самостоятельного творческого освоения ребенком мира и построения отношений с ним.
Психолог – это педагог, который занимается с детьми, не имеющими отклонений в психической сфере. Он не лечит, не ставит диагноз, а может сделать условно-вариативный прогноз на будущее. При необходимости может предложить пройти консультацию у других специалистов: психиатра, невролога, логопеда.
Педагог-психолог помогает увидеть трудности в развитии малыша и вместе с родителями и другими специалистами помогает ребенку преодолеть их до поступления в школу.
«Задача психологии – осветить внутренний мир человека, открыть в нем самом источники энергии и любви, помочь стать сильным и добрым…»
Задача педагога-психолога заключается в создании условий для комфортного проживания ребёнком периода дошкольного детства с учётом индивидуальных особенностей развития малыша.
ПОРТРЕТ БУДУЩЕГО ПЕРВОКЛАССНИКА
Педагог психолог т.В.Ткаченко
Школьное обучение предполагает заметные изменения в жизни ребенка и достаточно большие нагрузки, как в физическом, так и в эмоциональном плане. Если у вашего ребёнка серьёзные проблемы со здоровьем, то не стоит отказываться от специальных форм обучения, возможно, стоит подождать ещё один год, пока малыш не окрепнет физически.
Важный момент - интеллектуальная готовность. Это не что иное, как умение ребёнка мыслить, грамотно пересказывать, рассуждать, делать выводы и отвечать на вопросы.
Жизнь будущего первоклассника предъявляет большие требования к воле ребенка: нужно вовремя вставать, успевать в школу до звонка, в классе надо сидеть положенное время и только на одном месте, отвечать, когда спросить учитель. Необходимо чтобы ребенок подчинял школьным правилам свои действия, мысли, желания, умел сдерживать свои чувства и контролировать свое поведение. На эту сторону психического развития следует обратить особое внимание, если ребенок отличается повышенной двигательной активностью, если он непоседлив, если он импульсивен и рассеян. Сформированность произвольной сферы дошкольника поможет ему быстрее и легче адаптироваться к школе.
Большое значение имеет настрой ребёнка на работу и сотрудничество с другими детьми и взрослыми. Если ребёнок застенчивый, неуверенный в себе, то родителям необходимо повышать его самооценку, чаще ставить в ситуацию успеха, победы, пусть и небольшой. Сравнивайте своего ребёнка только с самим собой и никогда не сравнивайте с другими детьми.
Готовьтесь и готовьте своего ребёнка к тому, что в школе не всё будет легко и просто, учите преодолевать трудности, принимать возможные неудачи и исправлять ошибки, но он обязательно должен знать и верить, что учиться - это интересно. Ему необходимо, как можно чаще слышать от вас: «У тебя обязательно всё получится!»
Итак, будущий первоклассник - это здоровый, любознательный весёлый и добрый ребёнок, умеющий думать и дружить, он готов трудиться и получать новые знания и умения, которые пригодятся ему в будущем.
ГОТОВ ЛИ РЕБЕНОК К ШКОЛЕ?
Педагог -психолог Т.В.Ткаченко
Этот вопрос задают себе многие родители будущих первоклассников. Начало обучения в школе это важный и ответственный период в жизни не только каждого ребенка, но и его семьи. От того насколько успешным будет начало обучения в школе зависит, не только успеваемость ребенка, но и отношение к школе в последующие годы. Новый образ жизни – безусловно, стрессовая ситуация. Как определить готов ли к ней будущий первоклассник? Попробуем ответить на эти вопросы.
Показатели готовности к школе: физическая и психологическая готовность.
Физическая готовность включает в себя состояние здоровья ребенка, его физические возможности, уровень развития крупной и мелкой моторики.
Психологическая готовность включает в себя личностную и интеллектуальную готовность.
Личностная готовность – это готовность ребенка принять на себя, роль школьника, имеющего определенный круг не только прав, но и обязанностей.
Интеллектуальная готовность - это достаточный уровень развития внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения, речи; наличие определенного кругозора; определенные навыки счета, чтения, готовности к обучению письму.
Показатели личностной неготовности ребенка к обучению:
- неустойчивое эмоциональное поведение: ребенок не старается сдерживать эмоции, проявляет импульсивность, неусидчивость;
- отсутствие самостоятельности: неорганизован, испытывает затруднение при выполнении малоинтересной работы, которая требует волевых усилий и напряжения. Не всегда удерживает цель деятельности и доводит дело до конца; включается в работу только при непосредственном к нему обращении.
- невнимательность: не умеет сосредоточиться на задании, понять словесную инструкцию.
- не умеет слышать и слушать собеседника, не всегда пользуется словами вежливого обращения;
- отсутствие адекватной самооценки (завышенная или заниженная);
- проявление мотивационной незрелости: не желает учиться в школе или хочет идти в школу, но его привлекают внешние факторы: атрибуты школьной жизни (портфель, учебники, форма).
Несформированные личностные образования влекут за собой проблемы в знаниях, низкую продуктивность учебной деятельности.
Показатели интеллектуальной неготовности ребенка к обучению:
- недостаточное понимание словесной инструкции, требований взрослого;
-отсутствие самостоятельности, умения сосредоточиться на задании;
- отсутствие навыков практической деятельности.
- недостаточный уровень речевого развития, развитости восприятия, мышления, памяти, неумение работать по образцу, соотносить свои действия с заданными способами.
На подготовительном этапе к школьному обучению необходимо всестороннее развитие познавательной сферы ребенка.
Важно понимать, что психическая и физическая готовность – это целостное образование. Важно уделять достаточное внимание развитию всех сторон личности ребенка.
ОСОБЕННОСТИ УСВОЕНИЯ ДЕТЬМИ ЗВУКОВ РЕЧИ
Учитель- логопед М.О. Вахромова
Формирование правильного произношения у детей – это очень сложный процесс, ребёнку предстоит научиться управлять своими органами речи, осуществлять контроль за речью окружающих и собственной.
В результате такой работы при нормальном ходе речевого развития не позднее чем к 5 – 6 годам ребёнок должен овладеть правильным произношением всех звуков речи. Правильным произношением звуков ребёнок овладевает лишь постепенно по мере созревания артикуляционного аппарата.
В первые годы жизни из-за несовершенства речевых органов ребёнок может правильно произносить лишь самые простые по артикуляции звуки, в произношении которых активное участие принимают только губы, а язык не активен. Именно из этих звуков и состоят первые слова ребёнка: МАМА, ПАПА, БАБА. Несколько позднее (к 2-3 г.) усваиваются и другие артикуляторно простые звуки (см. табл.). Более же сложные согласные звуки (С, З, Ц, Ш, Ж, Ч, Щ, Л, Р) примерно до 3-5 лет или полностью отсутствуют в речи детей или заменяются более простыми для произношения звуками. Это явление получило название «возрастного косноязычия», поскольку в определённом возрасте оно бывает свойственно всем без исключения детям.
Каждый сложный звук усваивается ребёнком в несколько этапов.
Вот самые распространённые звуки – заменители для сложных по произношению согласных:
Л: Й – ЛЬ – Л (йампа – лямпа – лампа)
Р: Й – ЛЬ – Л – Р’ - Р (йиба – либа – лыба – риба - рыба)
С: ТЬ – СЬ – С (тянки – сянки - санки)
З: ДЬ – ЗЬ – З (дьонт – зьонт - зонт )
Ж: ДЬ – Д – ЗЬ – З – Ж ’ – Ж (дюк – зюк – зук – жук)
Ш: ТЬ – СЬ – С – Ш (тюба – сюба – суба – шуба)
Ц: ТЬ – СЬ – Ц (тяпля – сяпля – цапля)
Таблица с примерными сроками окончательного усвоения детьми гласных и согласных звуков
Время появления
звуков (в годах)
|
1 - 2
|
2 - 3
|
3 - 5
|
5 - 6
|
Звуки
|
А О Э
П Б М
|
И Ы У
Ф В
Т Д Н
К Г Х Й
|
С З Ц
Ш Ж Ч Щ
|
Л
Р
|
Если же своеобразие в произношении звуков задерживается до более позднего возраста, то так называемое «возрастное косноязычие» уже перестаёт быть «возрастным». Такая задержка свидетельствует о наличии каких-то особых причин, мешающих ребёнку своевременно овладеть правильным произношением звуков речи. Здесь уже приходиться говорить о нарушениях звукопроизношения, требующих специальной логопедической помощи.
Родителям также важно знать, что существуют такие особенности в произношении звуков, которые уже с самого начала нельзя относить к «возрастному косноязычию». Искажённое произнесение звука – это всегда и в любом возрасте - нарушение, которое без специального логопедического воздействия не уйдёт. Сюда относится, например, «хлюпающее» произношение, когда выдыхаемая воздушная струя идёт в щёки (иногда даже с заметным раздуванием щёк); межзубное произношение, когда кончик языка просовывается между зубами и звуки приобретают оттенок шепелявости; горловое и «украинское» произношение звука Р и др.
Причины нарушений звукопроизношения :
- выраженные дефекты в строении артикуляционного аппарата (губ, зубов, челюстей (неправильный прикус), языка, мягкого и твёрдого нёба);
- недостаточная подвижность губ и языка;
- трудности различения некоторых сходных звуков на слух (при нормальном слухе);
- отсутствие правильного образца для подражания
Мама, поиграем!
Учитель-логопед Н.А. Басосова
Игры с мячом, направленные на формирование правильного звукопроизношения и развитие фонематических процессов
В начале учебного года мы знакомим детей с гласными звуками. По этой теме детям предлагается множество разнообразных игр и упражнений. Гласные звуки являются тем фундаментом, на котором базируется вся работа по развитию фонематических процессов у детей. Усвоив эту тему, дети, как правило, хорошо овладевают звуковым анализом и синтезом слов, а следовательно, в дальнейшем легче усваивают материал по обучению грамоте. Вся работа над гласными звуками закрепляется в играх с мячом.
1. Игра «Мячик мы ладошкой "стук", повторяем дружно звук»
Цель: развитие фонематического восприятия, быстроты реакции, закрепление знания гласных звуков.
Взрослый: Когда услышите звук «А», стукните мячом об пол. Поймав мяч, повторите этот звук. А — У— О — У —А—А — О — У
2. Игра «Гласный звук услышат ушки, мяч взлетает над макушкой»
Цель: развитие фонематического восприятия, быстроты реакции, выделение заданного гласного из ряда других.
Взрослый: Я буду называть гласные звуки. Подбросьте мяч, когда услышите звук «Э». А — Э — У —Ы — Э — А — У — О — А — Э — Ы—Э
3. Игра «Стучалочка»: « Звуки я сказать хочу и по мячику стучу».
Цель: тренировка четкого произношения гласных звуков, развитие фонематическою восприятия.
Ход игры. Дети и логопед садятся в круг. Мяч зажат у каждою между коленями. Логопед произносит гласные звуки, отстукивая кулаком по мячу. Дети повторяют индивидуально и хором. Звуки отрабатываются в изолированном произношении с постепенным увеличением числа повторений на один выдох, например: А АА ААА Э ээ эээ О 00 000 У УУ УУУ Затем можно произносить различные сочетания звуков: ААЭ АЭО ААУ
5. Игра «Поющие мячики» По мячу сперва стучу, А потом его качу.
Цель: закрепление короткого и длительного произношения гласных звуков, развитие фонематического восприятия, закрепление длительного ротового выдоха.
Ход игры. Дети распределяются парами и садятся лицом друг к другу на расстоянии трех метров. У каждой пары мяч. Логопед произносит сочетания гласных звуков. Последний звук произносится длительно, пропевается. Например: А А Э-э-э-э-э. У Э А~а~а-а~а. Первые два звука сопровождаются ударом кулака по мячу; пропевая третий звук, ребенок катит мяч партнеру. Прокатывание мяча подчеркнуто плавное, длитель-ное, как и произнесение гласного звука.
6. Игра «Разноцветные мячики» Красный — гласный. Синий — нет. Что за звук? Мне дай ответ!
Цель: закрепление дифференциации гласных и согласных звуков, развитие внимания, быстроты мышления. Оборудование: мячи красного и синего цвета.
Ход игры.
Вариант 1. Взрослый бросает мяч детям. Поймавший называет гласный звук, если мяч красного цвета, согласный — если мяч синего цвета, и бросает мяч обратно взрослому.
Вариант 2. Ребенок называет слово, начинающееся с гласного звука, если мяч красного цвета. А если мяч синий, то ребенок называет слово, начинающееся с согласного звука.
7. Игра «Тихо — громко» Мы катались по горам, Пели тут и пели там.
Цель: закрепление артикуляции гласных звуков, развитие фонематического восприятия, работа над силой голоса.
Оборудование: малые мячи.
Ход игры. Пропевание заданного звука по демонстрации логопеда. Сила голоса соизмеряется с направлением движения руки. По мере движения руки с мячом вверх (на горку) сила голоса увеличивается, вниз (под горку) — уменьшается При горизонтальном движении руки с мячом (мяч катится по дорожке) сила голоса не изменяется. В дальнейшем дети самостоятельно дают задание друг другу.
8. Игра с передачей мяча «Мяч передавай — слово называй»
Цель: развитие фонематических представлений, быстроты реакции.
Ход игры. Играющие выстраиваются в колонну. У игроков, стоящих первыми, по одному большому мячу (диаметром 25-30 см). Ребенок называет слово на заданный звук и передает мяч назад двумя руками над головой (возможны другие способы передачи мяча). Следующий игрок самостоятельно придумывает слово на этот же звук и передает мяч дальше.
9. Игра с передачей мяча «Звуковая цепочка» Свяжем мы из слов цепочку. Мяч не даст поставить точку.
Цель: развитие фонематических представлений, активизация словаря.
Ход игры. Логопед называет первое слово и передает мяч ребенку. Далее мяч передается от ребенка к ребенку. Конечный звук предыдущего слова — это начальный звук. Например: весна — автобус — слон — нос — сова...
10. Игра с перебрасыванием мяча «Сто вопросов — сто ответов с буквы А (И, В), и только с этой»
Цель: развитие фонематических представлений, воображения.
Ход игры. Логопед бросает мяч ребенку и задает ему вопрос. Возвращая мяч логопеду, ребенок должен ответить на вопрос так, чтобы все слова ответа начинались с заданного звука, например, со звука И. Пример: — Как тебя зовут? — Ира (Иван). — А фамилия? — Иванова. — Откуда ты приехала? — Из Иркутска. — Что там растет? — Инжир. — Какие птицы там водятся? — Иволги. — Какой подарок ты повезешь родным? — Ириски и игрушки.
12. Игра с перебрасыванием мяча «Мяч поймаем — раз! И два — мы распутаем слова!»
Ход игры: Бросая мяч детям, логопед произносит слова, а дети, возвращая мяч, их повторяют: Тарелка, пещера, комната, посуда, витрина, колодец. Затем логопед запутывает слова, переставляя слоги. А дети ДОЛЖНЫ их распутать. Логопед: Дети: релтака тарелка щепера пещера накомта комната супода посуда тривина витрина локодец колодец
14. Игра «Мяч поймай — слово составляй» Мы поймали три мяча — Слово скажем мы сейчас.
Цель: составление трехзвуковых слов и их анализ. Оборудование: мячи из ткани с вышитыми на них гласными и согласными.
Ход игры. Логопед бросает каждому ребенку мяч, называя звуки задуманного слова: М — А — К Д — О — М К — О — Т Дети находят на своем мяче букву, соответствующую названному звуку, и составляют из мячей слово, читают, анализируют его.
15. Игра с перебрасыванием мяча «Мяч лови и мяч бросай — сколько звуков, называй»
Цель: определение последовательности и количества звуков в слове.
Ход игры. Логопед, бросая мяч, произносит слово. Ребенок, поймавший мяч, определяет последовательность звуков в слове и называет их количество. Последовательность. Трехзвуковые слова типа: МАК, СОН, КИТ. Четырехзвуковые слова с открытыми слогами: РАМА, МАМА. Четырехзвуковые слова со стечением согласных: КРОТ, СТОЛ, СПОР.
16. Игра «Встречу слово на дороге — разобью его на слоги»
Цель: тренировка умения делить слова на слоги, развитие внимания, быстроты мышления.
Ход игры. Логопед бросает мяч детям, называя односложные, двусложные и трехсложные слова. Ребенок, поймавший мяч, определяет количество слогов, называет их и бросает мяч обратно. Можно предложить детям произнести слово по слогам, одновременно отбивая слоги мячом.
17.Виды работ для развития фонематических представлений.
Подробное описание игры продемонстрирует форму работы по развитию фонематических представлений.
1."Загадка Петрушки".
Цель: Развивать фонематические представления.
Оборудование: бумага, ручка, иллюстративный матери¬ал, фишки.
Описание игры: От Петрушки (или другой игрушки) пришло
письмо с загадками.
"Здравствуй, дружок.Я живу на даче, много гуляю по лесу, собираю грибы. Отгадай, какие грибы я собираю, ес¬ли в их названии есть звук Р - боровики, грузди, рыжики, сыроежки; звук Т - маслята, опята; звук С - сыроежки, свинушки, маслята; звук И - подосиновики, рыжики, бо¬ровики ".
Аналогично составляем письма с вопросами о названиях цветов, насекомых, ягод, птиц, рыб, животных, деревьев и т.д.
Всегда используем иллюстративный материал: муляжи или картинки.
Кроме того, можно использовать следующие игры:
2."Кто больше?"
Задача: подобрать как можно больше названий предметов на заданный звук и по указанным признакам.
3."Посмотри внимательно".
Задача: из множества картинок подобрать такие, в которых есть заданный звук.
4."Любопытный".
Задача: отвечать на вопросы логопеда только такими словами, в которых есть указанный звук.
5."Подарки лесным зверюшкам".
Задача: назвать предметы, которые можно подарить лесным жителям таким образом, чтобы название этого предмета начиналось с того же звука, что и имя зверюшки.
Рекомендации учителя-дефектолога
для родителей детей 5-7 лет
Учитель-дефектолог Андреева С.А.
Развитие познавательной сферы детей.
Направления игровых развивающих занятий с детьми
|
Ссылка на материал или ресурс
|
1.Для развития внимания ребёнка необходимо:
- стараться поддерживать внимание и интерес ребёнка при выполнении развивающих игр и упражнений в течение 15 минут;
- учить ребёнка находить 5-6 отличий между предметами;
- побуждать ребёнка самостоятельно выполнять задание по предложенному образцу, копировать в точности узор или движение.
|
|
2.Для развития памяти необходимо:
- запоминать 8-10 картинок, раскладывать их по памяти в заданной последовательности;
- пересказывать по памяти небольшие рассказы, содержание сюжетных картинок, учить наизусть стихотворения;
- повторять в точности текст, состоящий из 3-4 предложений.
(для повышения интереса ребёнка к пересказу можно использовать иллюстрации-подсказки, кукольный театр, предлагать ребёнку рассказывать от лица героя-игрушки).
|
|
3. Для развития мышления ребёнка необходимо:
- определять последовательность событий (например, раскладывать сюжетные картинки, иллюстрации из сказок по порядку, составлять по ним связанный рассказ);
- складывать разрезные картинки из 9-10 частей, подбирать к рисунку подходящий вырезанный фрагмент из ряда предложенных;
- для развития пространственного мышления очень полезны игры с различными конструкторами, мозаикой, строительным материалом, а также с пазлами и головоломками;
- находить и объяснять несоответствия на рисунках («Что перепутал художник?»);
- учить ребёнка сравнивать между собой предметы и явления, называть, чем похожи, а чем отличаются;
- находить среди предложенных предметов лишний, не подходящий к остальным, объяснять свой выбор;
- тренироваться внимательно слушать рассказы, сказки, стихотворения, стараться улавливать их смысл (отвечать на вопрос «О чём этот рассказ?»), стараться понимать скрытый смысл текста, делать выводы, отвечать на вопросы по содержанию.
|
Коллекция дидактических игр для развития мышления у дошкольников
|
4. Для развития математических способностей необходимо:
- называть числа в пределах 10 в прямом и обратном порядке;
- соотносить цифры с количеством предметов;
- составлять и решать задачи на сложение и вычитание (+1; - 1);
- учить арифметические знаки действий(«плюс», «минус», «равно», «больше», «меньше»), пользоваться ими, писать цифры и арифметические знаки по клеткам;
- повторять противоположные понятия большой/маленький, длинный/короткий; высокий/низкий; широкий/узкий; правый/левый;
- повторять геометрические фигуры, уметь соотносить их с формой предметов.
|
Определяем время по часам «Шишкина школа» https://www.youtube.com/watch?v=K6GEv9ltFb4
Состав числа. Развивающий мультфильм с Ёжиком Жекой
Состав числа «Шишкина школа»
|
5. Для развития мелкой моторики и графических навыков необходимо:
- учиться рисовать предметы по точкам, по представлению;
- штриховать рисунки в разных направлениях и раскрашивать, не выходя за контур;
- передавать в рисунке точную форму предмета, пропорции, расположение частей;
- писать цифры и буквы по клеткам.
|
Весёлая зарядка для развития общей моторики и координации движений
«Прыг-Скок команда»
|
6.Развитие зрительно-пространственного восприятия и зрительно-моторной координации (основа навыков письма и чтения).
1.Закрепляем пространственные представления о собственном теле. Вопросы для закрепления:
- что выше (ниже): голова или плечи?; глаза или нос? и т. п.
- какая часть лица выше (ниже) всех остальных? и т. п.
- какая часть тела находится над (под) шеей? и т.п.
- что находится между глазами и ртом?; между плечом и кистью? и т.п.
Ребенка просят выполнить задания:
- подними руки выше головы; опусти руку ниже коленки; и т.п.
- дотронься пальцами до лица выше бровей; ниже рта; и т. п.
- хлопни руками над головой.
Упражнение «Телесная география» (сначала медленный темп, затем в быстром темпе)
Ведущий зачитывает задание и контролирует правильность его выполнения.
- Протяни левую руку вправо вверх.
- Возьми себя правой рукой за мочку левого уха.
- Хлопни правой рукой по левой коленке.
- Коснись правой рукой левой ступни.
- Поставь левую ногу вперед и вправо.
- Правой рукой дотронься до левого плеча через левую подмышку
- Коснись левой рукой самой верхней части туловища.
- Сделайте 2 шага назад, 3 шага вправо и хлопните в ладоши.
|
Лабиринты для печати
Лабиринты онлайн
|
7.Необходимо постоянно повторять с ребёнком:
- имя и отчество родителей;
- дату своего рождения, домашний адрес;
- название своего родного города, страны, столицы;
- последовательность времён года, частей суток, дней недели;
- все явления природы, название нашей планеты и спутника Земли;
- цвета и оттенки.
|
Времена года «Уроки Тётушки Совы»
Повторяем дни недели вместе с паровозиком «Чух-чух»
Учим цвета. Волшебная кисточка и оттенки зелёного. Мультик-раскраска для детей
Учим цвета. Волшебная кисточка и оттенки красного и розового. Мультик-раскраска для детей
Учим цвета. Волшебная кисточка и оттенки голубого и синего. Мультик-раскраска для детей
|
8. Для развития связной речи необходимо тренироваться описывать предметы по следующей схеме: например, мы показываем ребёнку картинку моркови и на первом этапе задаём вопросы «Что нарисовано на картинке?», «Где растёт морковь?» «Какого цвета морковь», «На какую геометрическую фигуру похожа морковь или какой она формы?» «Какой вкус у моркови?» «Что с ней можно делать?» и т.п. Сначала ребёнок учится отвечать на вопросы полными предложениями, а затем научается самостоятельно составлять описательный рассказ о предмете.
Очень полезно играть в игру «Угадай, что спрятано с сундучке» или «Угадай, какое слово я задумала». По правилам игры ребёнок задаёт ведущему разнообразные вопросы, на которые ведущий может ответить только « да» или «нет». По таким наводящим вопросам ребёнок догадывается о том, какой предмет загадал ведущий. Сначала взрослый помогает ребёнку формулировать вопросы, затем ребёнок научается самостоятельно придумывать и формулировать вопросительные предложения. Игра отлично развивает мышление и речь.
|
|
Рекомендуется заниматься с ребёнком только при условии его желания и интереса. Дозировать задания и игры. Ненавязчиво и в виде игры включать развивающие компоненты во все виды деятельности. Во время домашних занятий за письменным столом рекомендуется делать перерывы каждые 10-15 минут. Если ребёнок активно и с удовольствием позанимался только 5 минут – это тоже отлично! Очень важно, чтобы ребёнок ощущал состояние успеха и радости от своего труда.
С уважением, учитель-дефектолог Андреева С.А.
|