Полезные статьи - ЧТО ТАКОЕ ДИСГРАФИЯ?

Просмотров: 11231

Содержание материала

Что такое дисграфия

puzikova smlУчитель - логопед О.А. Пузикова

 

 

 

 

 

 

 

Для современной образовательной школы характерна, буквально, катастрофическая неуспеваемость многих учащихся по русскому языку. Это явление далеко не случайное. Причины его уходят корнями в дошкольный и даже более ранний возраст.
У многих детей уже в первые дни пребывания в школе возникают специфические трудности письма, которые свидетельствуют о наличии у ребенка так называемой дисграфии.
Под этим термином понимают стойкие нарушения письма, не связанные с незнанием грамматических правил, а обусловленных недоразвитием или частичным повреждение тех или иных мозговых механизмов, которые обеспечивают сложный процесс письма.
Дисграфические ошибки выражаются в пропусках и перестановках букв в словах, в заменах одних букв другими, в «зеркальном» написании букв и т.д.
Появление таких ошибок свидетельствует о неготовности ребенка к началу школьного обучения, о его недостаточной психофизиологической «зрелости». (Правда, и готовых к школьному обучению детей на первых порах могут иногда наблюдаться такого рода ошибки, но они не носят стойкого характера и быстро исчезают по мере овладения грамотой).
Дисграфия иногда возникает «из ничего». Понимание этого обстоятельства указывает на наиболее рациональный, единственно правильный путь «борьбы» с данной формой речевой патологии. Эта «борьба» должна начинаться не в школе, когда дисграфия обнаружится в виде специфических ошибок на письме, а в дошкольном возрасте, еще задолго до начала обучения ребенка грамоте.
Дети, страдающие дисграфией, нуждаются в специальной логопедической помощи, поскольку специфические ошибки письма не могут быть преодолены обычными школьными методами.
Для глобального решения этой проблемы гораздо важнее говорить о способах профилактики дисграфии у детей школьного возраста, чем о путях ее преодоления у школьников, тем более что дисграфию (как и любую форму речевой патологии) значительно легче предупредить, чем устранить.
Наличие предпосылок дисграфии-это уже патология, одним из основных видимых признаков которой является отклонение от нормального хода речевого развития. Сам по себе факт существования предпосылок дисграфии свидетельствует о том, что она уже как бы имеется, но пока еще в скрытом виде. «Скрыта» она до тех пор, пока ребенок не взял в руки ручку и тетрадь.
Основная опасность здесь таится в том, что родители в подавляющем большинстве случаев не замечают имеющегося отставания в развитии ребенка и вплоть до поступления в школу полагают, что у него все «нормально».
Если же возникает смутная догадка, что «что-то не так», очень многие успокаивают себя: «С возрастом все пройдет!» Не пройдет это с возрастом, а только еще больше укоренится и к томе же «обрастет» массой нарушений.

К мерам ранней профилактики дисграфии относится целенаправленное развитие тех психических функций, достаточная сформированность которых необходима для нормального овладения процессом письма , а именно:
1. Развитие дифференцированного слухового восприятия.
2. Забота о своевременном «исчезновении» возрастного косноязычия.
3. Развитие пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза.
4. Обогащение словарного запаса и забота о правильном формировании грамматического строя речи.