Полезные статьи - Мотивация родителей и детей для выполнения рекомендаций учителя логопеда

Просмотров: 9293

Содержание материала

Мотивация родителей и детей для выполнения рекомендаций учителя – логопеда 

korotneva sml    Учитель-логопед М.А.Коротнева

Здравствуйте уважаемые родители.
Давайте вспомним, с какой целью вы привели ваших детей в наше образо-вательное учреждение?
Что – бы ликвидировать отставание детей, как в речевом, так и в общем развитии.
В логопедические группы коррекционного дошкольного учреждения по-ступают дети с различной речевой недостаточностью. Когда «страдает» не просто звукопроизношение, а механизмы восприятия, понимания речи, осмысление действительности окружающего мира.
Мы часто слышим от родителей, что абсолютно не хватает времени, для выполнения заданий . И действительно мы все очень заняты. Но вам хорошо знакомо выражение.
Если хочется, то найдешь возможности.
Если не хочешь, найдешь причины.
Родители должны искренне захотеть организовать увлекательные обу-чающие игры. И тогда у них все получится.
Индивидуальная форма работы самая эффективная и проводится в саду и дома. В саду проводит работу логопед и воспитатель, а дома родители проводят работу самостоятельно по рекомендации логопеда.
Логопедические рекомендации – это те умения и навыки, знания, которые дети прибрели в детском саду, и детям необходимо закрепить их дома, в свободном общении, в свободной речи, в бытовой ситуации.
Если индивидуальной формы работы не будет дома, то велика вероят-ность, что у ребенка останется (есть такое выражение кабинетная речь), когда в кабинете у логопеда он следит за своей речью, а выходя об этом забывает.
А у родителей есть возможность используя предложенный материал, за-креплять полученные умения и навыки в свободном речевом общении (во время игр, прогулок, экскурсий, походов в магазин и т. д.).
Игра-лучший помощник в занятиях с детьми. Предложите ребёнку в игро-вой форме повторить задание с игрушкой или для какой-нибудь игрушки. Эффективным приёмом являются игры соревновательного характера.
Вы видите слайд, где отмечены все направления коррекционно - образо-вательной работы, которая проходит в коррекционных группах.
То есть ведется работа по всем направлениям развития речи, предусмот-ренным программным содержанием.

• Воспитание правильного звукопроизношения (постановка звука).
• Развитие фонематических процессов (напомню игры, что – бы вам было более понятно это выражение).
Например это игры:
• Игра «Угадай, что звучит». Ребёнку предлагается послушать звук и отгадать, что звучит.
• Игра «Шаг вперед». Взрослый называет слова, близкие по звуковому составу, ребёнок должен сделать шаг вперед, услы-шав заданное слово (коса, каша, коза).
• Игра «Попугайчики» (повторяем за взрослым слоговые ряды , в состав которых входят оппозиционные звуки. Например: па-ба, сы-ши, ка-га-ка, са-за-са, мо-мё-мо.
• Игра «Назови слова с заданным звуком». Взрослый называет три-четыре слова (затем можно увеличивать количество слов), ребёнок, прослушав эти слова, должен назвать только те из них, в которых есть заданный звук. Ребенок может придумать и свои слова.
• Игра «Паровозик». Ребёнку предлагается определить место заданного звука в слове: в начале, середине, в конце слова .
• Упражнение «Собери слово из слогов». Игра может проводит-ся устно, либо с карточками, на которых написаны слоги, если ребёнок умеет читать. Ребёнку предлагается собрать слово из данных слогов: ка, ру – рука, бу, га, ма – бумага.
• Упражнение «Составь звуковую схему» и т. д.
• Формированию лексико-грамматического строя (это обогащение словаря, упражнения на словоизменения и словообразования, изме-нение по родам, числам и падежам, согласование разных частей речи существительных с прилагательными, с числительными, подбор род-ственных слов, обобщающих и уточняющих слов и т. д.).
Всему этому дети учатся во время речевых игр, например:
«Ласковое слово» (туча – тучка), «Один – много» (глаз - глаза, ухо - уши), «Сосчитай до пяти», «Слова из одной семейки» ( лист, листо-чек, листопад, лиственница), «Скажи наоборот» (мягкий – твердый, холодный – теплый), «Гномы и великаны» (у гнома сапожок, а у ве-ликана сапожище; у гнома домик, а у великана домище), «Мой, моя, мое» или «Жадина» (образование притяжательных прилагательных).

• Развитие связной речи (это умение построить предложение, сплани-ровать свою речь, и последовательно не допуская логических про-пусков пересказать сказку, составить рассказ – описание, придумать рассказ и т. д.).
Напомню вам игры от самых простых, до сложных
 «Ладушки»
Цель игры: приучать детей слушать речь, соотносить действие со словом потешки, отвечать на вопросы.

 Игра с пальчиками
Цель игры: приучать слушать речь, понимать, о чем говорится в потешке, соотносить слова с действиями пальцев.
 «Чего на свете не бывает»
Цель: научить находить и обсуждать ошибки, при рассматривании кар-тинки-нелепицы.

Ход игры. Рассмотрев картинки-нелепицы, попросить ребёнка не про-сто перечислить неправильные места, но и доказать, почему данное изображение ошибочное. Тогда получится полное описание картины, да еще и с элементами рассуждения.
 «А я бы…»
Цель: развитие творческого воображения, обучение свободному рассказы-ванию.
Ребенку прочитали сказку, а потом предложите ему рассказать, что бы он сделал, если бы попал в данную сказку и стал бы одним из главных пер-сонажей.
Что может входить в рекомендации логопеда:
• Задание на развитие артикуляционной моторики.
Артикуляционную гимнастику необходимо выполнять два раза в день, перед зеркалом, при хорошем освещении. (около 4 – 5 мин.). Интереснее выполнять упражнения в игровой форме, используя ил-люстрации, игрушки бибабо.
• Графические задания на рисование, штриховку ребёнок должен вы-полнять сам, но под обязательным наблюдением взрослого.
Если ребенок не справляется, можно взять руку ребенка и выполнить задание вместе. Вместе – это не значит вместо.
• Задание на развитие на дыхание. Проводится в хорошо проветрен-ном помещении ( 3-4 упр.).
Можно использовать различные тренажеры (листочки, снежинки, перышки).
• Задание на автоматизацию поставленного звука.
Вначале задание по автоматизации необходимо выполнять перед зеркалом, для контроля правильной артикуляционной позы. В даль-нейшем без зеркала.
• Лексико-грамматические игры и упражнения. Это могут быть и ре-чевые игры, настольно - печатные игры и компьютерные игры (5 -10 метут).
• Если заранее продумать игру, то ребенок даже не заметит, когда вы с ним позанимались
Возвращаетесь домой вечером. Собираете букет из осенних листьев и предлагаете вспомнить с какого дерева листок (с березы – березо-вый листок, с клена – кленовый и т. д.). Сосчитай листья – до 5. Как называется явление, когда опадают листья – листопад,

• Задания по закреплению навыков звукового анализа и синтеза (в зависимости от уровня подготовки детей).

Ваша речь должна быть образцом для ребенка.
Не заостряйте внимание ребенка на недостатках его речи. Однако, когда изучаемый звук находиться на этапе автоматизации (т.е. поставлен), ро-дителям нужно в ненавязчивой форме напомнить о его правильном произ-ношении.
Рекомендации родителям для помощи при выполнении домашних за-даний с детьми.
1. Не превращайте выполнения ребёнком домашних заданий в орудие пы-ток.
Задания выполняются не в один приём. А разбиваются на части (по10-15 минут работы).
Если вы заметили, что у ребенка пропал интерес к занятию, прекратите его, возобновив снова спустя некоторое время.
2. Любое задание необходимо не только объяснить, но и показать последо-вательность действий и весь ход его выполнения.
В объяснение не должно быть ни одного непонятного слова. В этом воз-расте любое слово, смысл которого ребёнок не знает, может сделать непо-нятной всю инструкцию.
3. Формируйте положительную мотивацию выполнения домашнего зада-ния, его дальнюю перспективу.
4. Поощряйте своего ребёнка за хорошо выполненное домашнее задание. Хвалите ребенка, радуйтесь его результатам.
5. Помогайте ребёнку в выполнении домашнего задания только в том слу-чае, если он в этом нуждается.
7. Не пытайтесь выполнять задание за своего ребёнка, лучше пусть он во-обще не сделает домашние задание, чем сделаете его вы.
8. Интересуйтесь, какую дополнительную литературу можно использо-вать.
9. Консультируйтесь с учителем-логопедом, если видите, что ваш ребё-нок испытывает затруднения при выполнении заданий.
10. Пусть выполнение домашних заданий станет для ребенка игрой.

Только тесный контакт в работе логопеда и родителей может способство-вать устранению речевых нарушений в дошкольном возрасте, а значит, и дальнейшему полноценному школьному обучению.
Самое главное уважаемые родители, вы должны понять, – без вашего уча-стия не достигнуть желаемых результатов.
Что не выполняя домашних заданий сегодня с дошкольником , завтра вы не сможете потребовать от школьника собранности, самостоятельности, ответственности.
Надеюсь, что мое выступление послужило хорошей мотивацией для вас.