Полезные статьи - Рекомендации учителя-дефектолога

Просмотров: 9294

Содержание материала

 

 

Рекомендации учителя-дефектолога

для родителей детей 5-7 лет

Учитель-дефектолог Андреева С.А.

 

Развитие познавательной сферы детей.
Направления игровых развивающих занятий с детьми
Ссылка на материал или ресурс
1.Для развития внимания ребёнка необходимо:
- стараться поддерживать внимание и интерес ребёнка при выполнении развивающих игр и упражнений в течение 15 минут;
- учить ребёнка находить 5-6 отличий между предметами;
- побуждать ребёнка самостоятельно выполнять задание по предложенному образцу, копировать в точности узор или движение.
2.Для развития памяти необходимо:
- запоминать 8-10 картинок, раскладывать их по памяти в заданной последовательности;
- пересказывать по памяти небольшие рассказы, содержание сюжетных картинок, учить наизусть стихотворения;
- повторять в точности текст, состоящий из 3-4 предложений.
(для повышения интереса ребёнка к пересказу можно использовать иллюстрации-подсказки, кукольный театр, предлагать ребёнку рассказывать от лица героя-игрушки).
3. Для развития мышления ребёнка необходимо:
- определять последовательность событий (например, раскладывать сюжетные картинки, иллюстрации из сказок по порядку, составлять по ним связанный рассказ);
- складывать разрезные картинки из 9-10 частей, подбирать к рисунку подходящий вырезанный фрагмент из ряда предложенных;
- для развития пространственного мышления очень полезны игры с различными конструкторами, мозаикой, строительным материалом, а также с пазлами и головоломками;
- находить и объяснять несоответствия на рисунках («Что перепутал художник?»);
- учить ребёнка сравнивать между собой предметы и явления, называть, чем похожи, а чем отличаются;
- находить среди предложенных предметов лишний, не подходящий к остальным, объяснять свой выбор;
- тренироваться внимательно слушать рассказы, сказки, стихотворения, стараться улавливать их смысл (отвечать на вопрос «О чём этот рассказ?»), стараться понимать скрытый смысл текста, делать выводы, отвечать на вопросы по содержанию.
Коллекция дидактических игр для развития мышления у дошкольников
4. Для развития математических способностей необходимо:
- называть числа в пределах 10 в прямом и обратном порядке;
- соотносить цифры с количеством предметов;
- составлять и решать задачи на сложение и вычитание (+1; - 1);
- учить арифметические знаки действий(«плюс», «минус», «равно», «больше», «меньше»), пользоваться ими, писать цифры и арифметические знаки по клеткам;
- повторять противоположные понятия большой/маленький, длинный/короткий; высокий/низкий; широкий/узкий; правый/левый;
- повторять геометрические фигуры, уметь соотносить их с формой предметов.
Определяем время по часам «Шишкина школа» https://www.youtube.com/watch?v=K6GEv9ltFb4
Состав числа. Развивающий мультфильм с Ёжиком Жекой
Состав числа «Шишкина школа»
5. Для развития мелкой моторики и графических навыков необходимо:
- учиться рисовать предметы по точкам, по представлению;
- штриховать рисунки в разных направлениях и раскрашивать, не выходя за контур;
- передавать в рисунке точную форму предмета, пропорции, расположение частей;
- писать цифры и буквы по клеткам.
Весёлая зарядка для развития общей моторики и координации движений
«Прыг-Скок команда»
6.Развитие зрительно-пространственного восприятия и зрительно-моторной координации (основа навыков письма и чтения).
1.Закрепляем пространственные представления о собственном теле. Вопросы для закрепления:
- что выше (ниже): голова или плечи?; глаза или нос? и т. п.
- какая часть лица выше (ниже) всех остальных? и т. п.
- какая часть тела находится над (под) шеей? и т.п.
- что находится между глазами и ртом?; между плечом и кистью? и т.п.
Ребенка просят выполнить задания:
- подними руки выше головы; опусти руку ниже коленки; и т.п.
- дотронься пальцами до лица выше бровей; ниже рта; и т. п.
- хлопни руками над головой. 
Упражнение «Телесная география» (сначала медленный темп, затем в быстром темпе)
  Ведущий зачитывает задание и контролирует правильность его выполнения.
- Протяни левую руку вправо вверх.
- Возьми себя правой рукой за мочку левого уха.
- Хлопни правой рукой по левой коленке.
- Коснись правой рукой левой ступни.
- Поставь левую ногу вперед и вправо.
- Правой рукой дотронься до левого плеча через левую подмышку
- Коснись левой рукой самой верхней части туловища.
- Сделайте 2 шага назад,  3 шага вправо и хлопните в ладоши.
Лабиринты для печати
Лабиринты онлайн
7.Необходимо постоянно повторять с ребёнком:
- имя и отчество родителей;
- дату своего рождения, домашний адрес;
- название своего родного города, страны, столицы;
- последовательность времён года, частей суток, дней недели;
- все явления природы, название нашей планеты и спутника Земли;
- цвета и оттенки.
Времена года «Уроки Тётушки Совы»
Повторяем дни недели вместе с паровозиком «Чух-чух»
Учим цвета. Волшебная кисточка и оттенки зелёного. Мультик-раскраска для детей
Учим цвета. Волшебная кисточка и оттенки красного и розового. Мультик-раскраска для детей
Учим цвета. Волшебная кисточка и оттенки голубого и синего. Мультик-раскраска для детей
8. Для развития связной речи необходимо тренироваться описывать предметы по следующей схеме: например, мы показываем ребёнку картинку моркови и на первом этапе задаём вопросы «Что нарисовано на картинке?», «Где растёт морковь?» «Какого цвета морковь», «На какую геометрическую фигуру похожа морковь или какой она формы?» «Какой вкус у моркови?» «Что с ней можно делать?» и т.п. Сначала ребёнок учится отвечать на вопросы полными предложениями, а затем научается самостоятельно составлять описательный рассказ о предмете.
Очень полезно играть в игру «Угадай, что спрятано с сундучке» или «Угадай, какое слово я задумала». По правилам игры ребёнок задаёт ведущему разнообразные вопросы, на которые ведущий может ответить только « да» или «нет». По таким наводящим вопросам ребёнок догадывается о том, какой предмет загадал ведущий. Сначала взрослый помогает ребёнку формулировать вопросы, затем ребёнок научается самостоятельно придумывать и формулировать вопросительные предложения. Игра отлично развивает мышление и речь.
Рекомендуется заниматься с ребёнком только при условии его желания и интереса. Дозировать задания и игры. Ненавязчиво и в виде игры включать развивающие компоненты во все виды деятельности. Во время домашних занятий за письменным столом рекомендуется делать перерывы каждые 10-15 минут. Если ребёнок активно и с удовольствием позанимался только 5 минут – это тоже отлично! Очень важно, чтобы ребёнок ощущал состояние успеха и радости от своего труда.
С уважением, учитель-дефектолог Андреева С.А.