Советы учителя - логопеда

Просмотров: 7061

Содержание материала


 
кормановаКто такой логопед и что такое логопедическая группа? Материал подготовлен учителем - логопедом С.А. Кормановой 
корманова Этапы речевого развития детей Материал подготовлен учителем - логопедом С.А. Кормановой

 Формирование речевого дыхания на логопедических занятиях
korotnevaВидео - лекция подготовлена учителем - логопедом М.А.Коротневой
Цель дыхательных упражнений – научить детей быстро, бесшумно производить вдох и рационально, экономно расходовать воздух на выдохе.
Работа над речевым дыханием заключается в следующем:
  • в выработке длительного ротового выдоха;
  • в формировании умения экономно расходовать воздух в процессе речи с учетом его добора.
Последовательность работы над формированием речевого дыхания.
Первый этап. Выработка правильного диафрагмального дыхания. С этой целью проводится дыхательная гимнастика, в процессе которой происходит нормализация дыхания и увеличение объема вдоха.
Второй этап. Статические упражнения, направленные на развитие ротового выдоха. Обучение спокойному, короткому вдоху и свободному, плавному, удлиненному выдоху с использованием наглядного материала.
Третий этап. Обучение рациональному, экономному выдоху в процессе произнесения звуков.
Четвертый этап. Произнесение слогов и звукоподражаний.
Пятый этап. Формирование правильного речевого дыхания в процессе речи (произнесение на одном выдохе от 2 до 4 слов и фраз, содержащих от 5 до 7 слов).
Упражнения на дыхание. Развитие продолжительного плавного выдоха.
«Наслаждаемся запахами духов». Вдох через нос и ровный, медленный выдох через рот.
«Футбол». Загнать ватный шарик в ворота. Вытянуть губы «трубочкой» и подуть на ватный шарик, пытаясь загнать его в «ворота».
«Ветерок кружит листочки». Чей листок улетит дальше? Катать по столу катушку или пузырек.
«Лошадки фыркают». Сильно дуть на расслабленные губы до получения вибрации.
«Кучер останавливает лошадку». Набрав в легкие воздух, с силой выдувать его, заставляя вибрировать губы: пррррррр.
«Спутник». Дутье на маленький кусочек ваты («спутник»). Чей «спутник» поднимется выше?
«Буря». Улыбнуться, просунуть распластанный язык между зубами. Сильно выдувать воздух, заставляя вибрировать губы и язык.
«Кит выбрасывает фонтан воды». Вибрация губ и языка. Сильно подуть, стараясь прокатить маленькую машинку между двух кубиков. Задувать на кончик языка, установленного «лопатой» и мягко, но плотно прикасаться только к верхней губе, нижняя вместе с челюстью оттянута вниз.
«Сдуй снежинку с носа». С силой подуть на язык, стараясь сдуть ватку с носа.
«Ураган». Задувать на кончик языка, установленного «лопатой» и мягко, но плотно прикасающегося только к верхней губе, нижняя вместе с челюстью оттянута вниз. Выработка правильного диафрагмального дыхания.
Игровое задание «Мячик – ямочка». Сделай глубокий вдох. Твой животик стал похож на мячик. Выдохни воздух – образовалась ямочка. Статистическое упражнение на развитие ротового выдоха.
«Дуют ветры сильные, дуют ветры слабые». Дутье на листочки. Обучение правильному диафрагмальному дыханию. Вдох носом, пауза (под счет 1, 2), продолжительный выдох ртом.
Обучение спокойному, короткому вдоху и свободному, плавному, удлиненному выдоху.
«Ветер гудит». Приоткрыть рот и длительно произносить звук «у» на одном выдохе.
«Пароход гудит». Приоткрыть рот и длительно произносить звук «ы» на одном выдохе.
«Жеребенок Фырка фыркает». Набрать в легкие воздух и с силой выдувать его, заставляя вибрировать губы.
Статическое упражнение. Сдувание бабочек. Чья бабочка улетит дальше?
«Песенки лесных зверят». Собрались на лесной полянке Лисенок, Зайчонок, Волчонок и Медвежонок и запели песенки. Произнесение та-э-и, а-э-и,а-э-и, а-э-и.
«Гармошка». И.п. – стоять прямо, руки опустить. Положить ладони на животик, сделать глубокий вдох через нос. Задержать дыхание на 1-2 секунды. Выдох через рот.
Развитие силы выдоха: дутье через трубочку. Пускание мыльных пузырей. Сравнение продолжительности выдоха. Произнесение звука «ф» (длительный выдох), произнесение звука «т» (короткий выдох).
Выработка правильного направления воздушной струи по средней линии языка.
Сдуть бумажную снежинку с ладошки. Чья снежинка улетит дальше?
«Погаси свечу». Выработка интенсивного прерывистого выдоха с произнесением фуууу.
«Воет буря». Поднести к нижней губе пузырек с узким горлышком и подуть. Если при этом появится шум, значит, воздушная струя направлена правильно.
«Саночки спустились с горки». Улыбнуться, опустить кончик языка за нижние зубы, спинку поднять «горочкой». Сделать выдох.
Выработка продолжительного сильного выдоха при длительном произнесении звукосочетаний ифффффф, ыфффффф.
«Ветерок качает листок». Губы в улыбке, зубы разомкнуты. Дутье на высунутый язык, лежащий на нижней губе.
Упражнения для выработки продолжительно выдоха.
«Погреем ручки». Сделать глубокий вдох носом. Округлить губы и с силой выдохнуть воздух ртом. Должна ощущаться теплая воздушная струя. Повторить 3-4 раза.
«Футбол» Сделать вдох. Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Выдыхаемой воздушной струей загнать ватный комочек в «ворота».
«Погасим свечу». Ровный и медленный выдох на пламя свечи. Произнесение гласных звуков А-И, А-У, З-Ы-О на одном выдохе. С утрированной артикуляцией.
Дутье на бумажный султанчик (воздушная струя должна идти косо вверх).
«Самолет гудит». Произнесение звука «У» со сменой высоты и силы голоса.
«Фокус». Положить кусочек ваты на кончик носа. Улыбнуться, приоткрыть рот. Широкий передний край языка положить на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине был «желобок». Сдуть вату. Воздух при этом должен идти по середине языка, тогда вата полетит вверх.
«Сильный ветер гонит листочки». Положить широкий язык («лопатой») на нижнюю губу. Дутье с образованием по средней линии «желобка».
«Ветер шумит». Установить пузырек вверх дном на уровне носа. Приподнять широкий язык к верхней губе и сильно подуть на язык. В пузырьке слышится шум.
«Слоненок пьет водичку». Сделать «хоботок». Вдыхать и выдыхать воздух через рот.

Артикуляционная гимнастика
 Артикуляционная гимнастика – это способ ускорить развитие речи, не допустить появления недостатков. Но если они уже имеются, наилучшим вариантом будет визит с ребенком к учителю- логопеду.
bordunova smlВидео - леция подготовлена учителем - логопедом О.В. Бордуновой
 
konfeta i sladosti animatsionnaya kartinka 0024 Артикуляционная гимнастика в картинках Материал подготовлен учителем - логопедом С.А. Кормановой
Слайд1
Слайд2Слайд3Слайд4

Автоматизация и дифференциация
Процесс автоматизации звука заключается в тренировочных упражнениях со специально подобранными словами, простыми по фонетическому составу и не содержащими нарушенных звуков. Автоматизировать звук — это значит ввести его в слоги, слова, предложения, связную речь. С физиологической точки зрения этап автоматизации звука представляет собой закрепление условно-рефлекторных речедвигательных связей на различном речевом материале. Поставленный звук еще очень хрупкий, условно-рефлекторная связь без подкрепления может быстро разрушиться.


Кинезиология в логопедии

dubrovinaМатериал подготовлен учителем - логопедом Н.А. Дубровиной

 Значительную долю воспитанников нашего дошкольного учреждения составляют дети с ограниченными возможностями здоровья, а именно дети с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи. Для данного контингента детей характерны: системное нарушение речевой деятельности, незрелость психических процессов, приводящие к расстройствам эмоционально-волевой, личностной сфер, снижению работоспособности, отставании в развитии двигательной сферы.  Поэтому, особое внимание в педагогической работе уделяется сохранению и укреплению здоровья детей, а также коррекции отклонений в физическом, речевом и психическом развитии воспитанников.

Оценив, какое положительное воздействие оказывают кинезиологические упражнения на развитие ребёнка, мы стали применять их и в логопедической практике, в качестве коррекции недостатков речевого развития у детей с ОВЗ.

Практическая значимость использования кинезиологических упражнений состоит в том, что система оригинальных упражнений и игр, помогает целостно развивать не только психофизическое здоровье детей дошкольного возраста, но и развивать, исправлять недостатки устной речи, а также, в последствие, предупредить нарушения чтения и письма будущих школьников.