Служба сопровождения и поддержки online - Упражнения с элементами арт-терапии

Просмотров: 5178

Содержание материала

УПРАЖНЕНИЯ С ЭЛЕМЕНТАМИ АРТ-ТЕРАПИИ:

ЗАНИМАЕМСЯ ВМЕСТЕ С ДЕТЬМИ

Арт-терапия является средством свободного самовыражения себя через творчество. В особой символической форме: через рисунок, игру, сказку, музыку, дети, и мы вместе с ними, способны лучше выразить чувства, желания, глубже узнать и понять себя.

Упражнения с элементами арт-терапии способствуют: - формированию представлений о себе, - изучению и выражению своих чувств и эмоций; - формированию позитивного самовосприятия; - развитию коммуникативных навыков; - эмоциональному сближению членов семьи; - снятию психоэмоционального напряжения; - развитию способностей к различным видам творческой деятельности. Для выполнения упражнений вам понадобится: - бумага для рисования, краски, карандаши, цветные мелки. - картон, ножницы, клей - пластилин - различный природный материал - фотографии – музыка

Наш семейный плакат

Цели: эмоциональное сближение членов семьи, усвоение семейных ценностей.

Материалы: бумага разного формата; цветной/белый картон; краски, набор карандашей/фломастеров/мелков; различные конверты, ножницы, клей.

Описание упражнения: «Когда семья собирается вместе, то хочется разделить друг с другом всѐ то, что близко сердцу. Хочется поговорить, поделиться новостями и планами. Так давай с тобой сделаем наш семейный плакат, на котором мы сможем отобразить всѐ то, что ценно для нас. И который мы сможем заполнять постепенно, словно семейный дневник!»

Лучше всего для изготовления плаката подойдѐт бумага формата А3 или лист ватмана.

Придумайте вместе с ребѐнком приветствие, которое вы напишите на плакате, продумайте оформление. Возможно, вы захотите украсить плакат вашими семейными фотографиями, а может, вы совместно что-то нарисуете. Затем на плакате стоит разместить «кармашки». Для этого вы можете использовать готовые конверты, которые предварительно украсите и затем приклеите. Оговорите с ребѐнком, сколько всего будет кармашков, и что в них будете собирать. Можно назвать один из кармашков «расскажи о себе» — тогда у всех членов семьи появится возможность поделиться какими-то своими мыслями, идеями, планами. Очень хорошо, когда мы друг друга поддерживаем, говорим тѐплые слова. И для этого тоже можно отвести специальный кармашек – «мои пожелания». А порой нам хочется когото предостеречь, что-то посоветовать, поделиться опытом. Кармашек «тебе на заметку» может в этом помочь.

В каждой семье свои традиции, свой ритм, своя атмосфера. Постарайтесь придумать кармашки, которые будут характеризовать именно вашу семью, чтобы чувствовалась «изюминка».

Примечание

Постарайтесь, что бы эти кармашки заполнялись всеми членами вашей семьи.

Благодаря этому ребѐнок сможет быстрее понять и усвоить семейные ценности, и что особенно важно — почувствовать сплочѐнность своей семьи.

Конверты радости и огорчений

Цели: развитие умений открыто выражать свои чувство по отношение к различным жизненным ситуациям, снятие напряжения, эмоциональное сближение ребѐнка и родителей.

Материалы: почтовые конверты, бумага разного формата; цветной/белый картон; краски, набор карандашей/фломастеров/мелков; ножницы, клей.

Описание упражнения: «За целый день успевает произойти масса разных событий – что-то нас веселит, что-то нас удивляет, что-то нас радует, а что-то нас и огорчает. Давай с тобой сделаем конвертики, в которых сможем собирать всѐ то, что запомнилось за день. В один из них мы будем собирать свои радости, а в другой будем прятать огорчения».

Теперь предложите ребѐнку изготовить конверты. Для этого можно использовать как обычные почтовые конверты (которые затем можно разрисовать, сделать на них какую-либо аппликацию), так и изготовить самостоятельно. Для этого можно придумать свою форму, выбрать сам материал (альбомные листы, белый/цветной картон, фольгу и т.д.)

Когда конверт радости и конверт огорчений будет готовы – начинайте их заполнять. Возьмите небольшие бумажки и попросить ребѐнка написать на них, или нарисовать то, что обрадовало его, а что огорчило. И распределите это по соответствующим конвертам.

Затем предложите ему с помощью рук изобразить весы. Пускай он положит один конверт на правую ладонь, а другой на левую. Как он считает, что перевешивает? Радость? Отлично, скажите, что завтра, когда мы вновь будем заполнять наши конвертики – еѐ, наверно, станет ещѐ больше! Перевешивают огорчения? Скажите, что, конечно, это грустно. Но ведь мы их убрали в конверт, они больше не в тебе – а вот в этом конверте. А значит, они потеряли власть над тобой. А завтра мы вновь продолжим заполнять наши конвертики, и ещѐ посмотрим – кто ж перевесит!

В процессе заполнения конвертов можно с ребѐнком периодически пересматривать их содержимое, что-то обсуждать, убирать или добавлять. Пусть ребѐнок сам решит как долго он будет «вести» такие конверты. Когда он захочет прекратить – проведите «полную ревизию» содержимого. Потом предложите конверт с накопившимися радостями хранить в надѐжном месте, что б всегда была возможность пересматривать его, если вдруг будет грустно. А вот с конвертом огорчений предложите «расправиться». Пусть ребѐнок придумает способ, как огорчения навсегда уйдут из его жизни (скажем, конверт можно разорвать и затоптать; можно разрезать, или опустить в воду, и ждать пока размокнет и т.д.)

Примечание

Хорошо, когда всѐ, что ребѐнок складывает в конверты, проговаривается вместе с родителями. Родителям это даѐт дополнительную возможность лучше узнать своего ребѐнка, быть в курсе того, что его заботит в данный момент; Но случается и так, что ребѐнок отказывается писать или рисовать то, что его огорчило. Возможно, что причиной этого является нежелание что-то «рассекретить». Не настаивайте. Значит пока он к этому не готов. Успокойте его, скажите, что вам это необязательно показывать. Или предложите ему вместо того, что б писать или рисовать огорчения – сказать их шѐпотом в сам конверт. А вы отвернѐтесь или не на долго выйдите из комнаты. В полнее вероятно, что потом ребѐнок сам захочет поделиться с вами тем, что спрятал в конверт.

 

История из жизни цветов

Цели: развитие сенсорных способностей; развитие воображения.

Материалы: бумага формата А4; акварельные краски; кисточки; фотографии неба, солнца, моря, цветов, деревьев.

Описание упражнения:

«Сегодня я расскажу тебе одну интересную историю из жизни цветов. Но для начала давай с тобой вспомним, а какие цвета бывают. Я назову первый, а ты будешь продолжать, договорились? Итак, красный…»

Когда различные цвета будут названы, начинайте рассказывать историю. «Жили-были два цвета: Жѐлтый и Синий. Они не были знакомы друг с другом, и каждый считал себя самым нужным, самым красивым, самым-самым лучшим цветом!

Но как-то они случайно встретились…Ой, что тут тогда началось! Каждый отчаянно пытался доказать, что именно он лучший!

Жѐлтый говорил:

- Посмотри на меня! Посмотри, какой я яркий, лучистый! Я цвет солнца! Я цвет песка в летний день! Я цвет, который приносит радость и тепло!

Синий же отвечал:

- Ну, и что! А я цвет неба! Я цвет морей и океанов! Я цвет, который дарит покой!

- Нет! Всѐ равно я самый лучший! – спорил Жѐлтый.

- Нет, лучший это я! – не сдавался Синий.

И так они спорили и спорили…Спорили и спорили…

Пока не услышал их пролетавший мимо ветер! Тогда он ка-а-ак дунул! Всѐ кругом закружилось, перемешалось! Перемешались и эти два спорщика…Жѐлтый цвет и Синий….

А, когда ветер стих, то Жѐлтый и Синий увидели рядом с собой ещѐ один цвет – Зелѐный! А тот смотрел на них и улыбался. — Друзья! – обратился он к ним.

- Посмотрите, благодаря вам появился я! Цвет лугов! Цвет деревьев! Это настоящее чудо! Жѐлтый и Синий задумались на минутку, а потом улыбнулись в ответ.

- Да, ты прав! Это же действительно чудо! И мы не будем больше ссорится! Ведь каждый действительно красив и необходим по-своему! И есть небо и солнце, моря и луга, радость и умиротворение! Благодаря нам всем мир становится ярким, интересным и разноцветным!

И взявшись втроѐм за руки, они весело рассмеялись! Так им стало хорошо!»

После этого предложите ребѐнку вместе сотворить чудо. Для этого возьмите один альбомный лист, краски и две кисточки. Спросите ребѐнка: а каким цветом ты хотел бы сейчас рисовать — жѐлтым или синим? После того как он выберет цвет, скажите:

«Отлично! Ты выбрал свой цвет, и будешь рисовать им. А я буду рисовать тем цветом, который остался. И вместе с тобой мы сотворим чудо! Ты помнишь, как получилось чудо в истории, которую я тебе рассказала? Да, правильно, там перемешались друг с другом два цвета: жѐлтый и синий. И получился зелѐный! Так и мы сейчас с тобой попробуем это сделать!

Для этого ты начинай рисовать своим цветом с одного края листа, и тихонько продвигаться к середине. А я буду рисовать с другого края. А когда мы с тобой встретимся – то и получится чудо!»

Когда «чудо» произошло, и получился зелѐный цвет:

- спросите ребѐнка, сколько теперь всего цветов на листке бумаги;

- спросите из-за чего спорили жѐлтый и синий цвет;

- почему потом они решили больше не ссорится;

- проговорите ещѐ раз, что понадобилось сделать для получения зелѐного цвета;

- предложите поэкспериментировать со смешением других красок;

- нарисуйте общую картину, на которой бы присутствовали все найденные вами цвета.

Придумайте ей название. Отметьте, как действительно здорово, что наш мир такой разноцветный, и всѐ в нѐм хорошо по-своему. Как важно жить дружно.

Примечание:

Будет в особенности хорошо, если рассказывая историю, вы будете ещѐ и показывать ребѐнку фотографии или картинки соответствующей тематики. Допустим, когда идѐт спор между жѐлтым и синим, покажите ребѐнку фотографии неба, солнца, песка, моря и т.д. Когда появится зелѐный, то покажите луга, различные растения. А в конце повествования покажите фотографии, на которой бы ребѐнок смог увидеть, как все эти цвета сочетаются друг с другом.