Формирование личности дошкольника средствами физической культуры

Просмотров: 4351

Статья подготовлена воспитателем ГБДОУ №23 Головиной И.А.

Cреди многих факторов, оказывающих влияние на формирование личности дошкольника (социальных, культурных, гигиенических и др.), одно из важных мест занимает физическая культура. Роль ее уникальна в плане комплексного развития всех аспектов целостной личности: психического, физического, интеллектуального, эстетического, нравственного. Физическая культура постепенно подготавливает ребенка к включению во все усложняющиеся системы социальных отношений. А результативность достигается с помощью всей системы средств - упражнений, оздоровительных сил природы, гигиенических факторов. Однако наибольший удельный вес приходится на долю физических упражнений - и биологической потребности человека, и обязательного условия формирования всех систем и функций организма. Именно поэтому движения рассматриваются как основной признак жизни, как стержень всей жизнедеятельности и поведения человека и в то же время как формирующее начало его развития.

В период дошкольного детства возникают и развиваются разнообразные группы физических упражнений. Их значение состоит в активном воздействии на функциональное состояние организма (обмен веществ, выработка адреналина – гормона, тонизирующего все жизненные процессы), а также на личность, их выполняющую. Суть в том, что объект воли и сознания ребенка - его собственное тело, его моторика, так называемое физическое Я. Регулярные физические нагрузки требуют постоянных волевых усилий, сопровождаются насыщенными эмоциональными переживаниями - борьбой за лучший результат. Ребенок знакомится с разнообразными двигательными умениями, навыками, познает свои «темные мышечные чувства», учится управлять своими «живыми движениями». Постепенно переходит от утилитарных упражнений к культуре движений. Да, культура эта сама по себе еще не гарантирует духовного здоровья. Однако чем более гармонична личность, тем более раскрепощенным чувствует себя человек, тем свободнее его движения.

И совершенно неслучайно современные исследования сущность физического упражнения определяют как двигательное действие с его моторной и неизменно духовной сторонами. Это создает условия для разработки новых педагогических технологий, цель которых - использовать средства физической культуры в качестве предпосылки физического и личностного развития детей.

В современной психолого-педагогической науке укрепилось утверждение: человек как личность рождается многократно, на протяжении всего периода онтогенетического развития. Вот почему начало развития личности нельзя обозначить четким рубежом. Отдельные проявления личности можно наблюдать и в возрасте 1 года и даже раньше. По мнению Д.А. Леонтьева, личность не однозначно описываемая структура, про которую можно в каждом конкретном случае точно сказать: она есть или ее нет. Личность - это форма существования человека, которая поначалу занимает едва заметное место среди других, более примитивных форм его существования, затем все большее и большее и, наконец, становится абсолютно преобладающей. В своих работах ученые основные направления развития психики рассматривают во взаимодействии с личностным развитием (направленность, ценностные ориентации, уровень притязаний, самосознание, способы взаимодействия с миром). Общее для развития психики и личности - системность, интегративность. Источник психического развития - общественный опыт. Из этого опыта ребенок через посредника (взрослого) получает материал для формирования психических качеств и свойств личности. Однако развитие личности определяется не только социальными условиями. Есть еще и внутренняя позиция - складывающееся определенное отношение к миру людей, к миру вещей и к самому себе; становление самосознания и самооценки как важная форма его проявления. Под самооценкой понимаются знания и мысли ребенка о себе. Складывается самооценка на основе опыта, который приобретается в результате функционирования собственного тела, оценок социального окружения, культурных норм, стереотипов, эталонов поведения, физического и двигательного развития. Сопоставляя результаты своих действий с действиями других, дошкольник получает новые знания о себе. Однако прежде у него должна появиться способность отделять себя - как пространственно обособленное тело - от остальных вещей. И тогда формируется другая способность: выделять свое действие из совместного действия со взрослым. Последнее происходит при постоянном оценочном воздействии взрослого - важнейшего источника формирования будущей самооценки. Самооценка эта, правда, не всегда адекватна. Доказательство тому - исследования М.И. Лисиной. Ученый обоснованно доказывает: глобальное ощущение своей безусловной ценности возникает и развивается у ребенка с первых лет его жизни. Явление это автор обозначает как общую самооценку. Ее характер абсолютно положителен и не зависит от удач или неудач конкретных действий ребенка. Завышенная самооценка имеет закономерный характер. Вытекает из природы процесса становления самосознания в этом возрасте. Оценивая себя по личностным качествам в границах хороший - плохой, ребенок ориентирован на общее эмоционально положительное отношение к себе, на идеальное представление о своем Я независимо от реального поведения. Постепенно у него возрастает способность мотивировать самооценку. Дети 4-5 лет связывают самооценку в основном не с собственным опытом, а с оценочными отношениями окружающих. В 5-6 лет они уже обосновывают положительные характеристики о себе с точки зрения наличия каких-либо нравственных качеств. Кроме того, осознают не только те качества, которые характеризуют их се¬годня, но и потенциальное Я. При этом большинство ориентируется на положительный образ себя в будущем (В.С. Мухина). Этот процесс вполне закономерен, и его проявление в самооценке может служить показателем развития личности.

При формировании у детей самооценки одну из главных функций могут выполнять рефлексивные методы работы. Рефлексивность ученые рассматривают как способность выходить за пределы собственного Я, осмысливать, изучать, анализировать что-либо посредством сравнения образа своего Я с какими-либо событиями, личностями. Рассматривают и как умение конструировать и удерживать образ своего Я в контексте переживаемого события, как установку по отношению к самому себе в плане своих возможностей, способностей (Е.В. Бондаревская, СВ. Кульневич). С помощью рефлексивных методов работы ребенок учится проявлять и переживать свои эмоции, овладевать и управлять ими. Именно эмоциональные явления как посредники между регулирующим и регулируемым могут выступать наиболее ранним индикатором изменений в процессе становления личности. У дошкольника эмоциональные переживания успешно формируются в таком виде деятельности, как игра. С одной стороны, обнаруживаются уже сложившиеся способы и привычки эмоционального реагирования, с другой - формируются новые качества поведения, развивается и обогащается эмоциональный опыт (Д.Б. Эльконин).

В физическом воспитании дошкольников игровой метод используется в виде игровых упражнений. Дети разыгрывают такие действия, как подражание животным, птицам, явлениям природы. Иными словами, все, что увлекает, настраивает на положительные эмоции. Эмоции побуждают повторять двигательное действие многократно, а образец, соответствующий характеру разучиваемого двигательного действия, помогает создавать правильное зрительное представление.

Рефлексивно-игровые технологии - это «авторские технологии. Направлены они на сотрудничество взрослого и ребенка, на диалогичность, формирование у него деятельностно - творческого характера, предоставление свободы для принятия самостоятельных решений. С их помощью, т.е. в процессе выполнения задания, дети учатся осозна¬вать и анализировать не только двигательную деятельность, но и свое собственное психологическое состояние.

В группах младшего и среднего дошкольного возраста задачи рефлексивно-игровых технологий направлены на:

  • формирование адекватного самовосприятия;
  • обучение умению создавать первоначальный образ двигательного действия;
  • перенос двигательных навыков в новую двигательно-игровую ситуацию;
  • самостоятельное выполнение естественных видов движений в помещении и на воздухе, соотнесение их с конкретной ситуацией;
  • адекватное восприятие успеха и неудачи.

Основные способы формирования самоконтроля в группах старшего дошкольного возраста:

  • акцентированный показ двигательного действия с выделением ведущих элементов движения;
  • исполнение вариативных действий по образцу;
  • обсуждение с детьми способов выполнения двигательного действия;
  • восприятие двигательного действия в медленном темпе;
  • выполнение двигательного действия с проговариванием ведущих элементов и точек самоконтроля;
  • оценка действий другого, а потом своих.

Вот один из примеров рефлексивно-игрового занятия.

Воспитатель (обращаясь к детям). Обратите внимание: с помощью этих нарисованных на полу ягодок наш физкультурный зал стал похож на лесную полянку. Не напоминает ли это вам сказку «Земляничка»? Если помните, когда земляничка поспела, ее хотели съесть разные лесные жители: комар, лягушка, мышка, змея. Вот и покажем, как в сказке, кто как подбирался к земляничке. Первым заметил земляничку комар. Наверное, он сидел где-то наверху - на дереве, или на кустике, или на пеньке. И запищал: «Влезайте, комарики, кто на что хочет... Ягодка созрела: красная, душистая».

Услыхала комара птичка и полетела на полянку. Захотелось ей землянички. Летите, птички!..

Услыхала комара лягушка и поскакала на полянку. И ей захотелось землянички.

Представьте, что вы лягушки: согните колени, разведите их в стороны, выставьте ладошки, растопырьте пальцы и, квакая, прыгайте...

Услыхала комара мышка. Побежала на полянку. И ей захотелось землянички. Мышки! Повыше поднимитесь на носочки - ведь у мышки очень маленькие лапки - и врассыпную...

Услыхала комара змея, поползла на по¬лянку за земляничкой.

Как ползет змея? Ложитесь на живот, руки вытяните, соедините ладошки. Ползите вперед, но не помогайте себе руками.

Набежала на солнышко туча. Увидел ее комар и запищал: «Дождь пойдет: мокрый, холодный!».

Услыхала комара птичка - и скорей на дерево. Ребятушки-птички! Ищите себе дерево: влезайте и на гимнастическую стенку, и на веревочную лестницу...

Услыхала комара мышка - скорей в норку!

Ребятушки-мышки! Прячемся за стулья, обручи, за любой предмет в зале.

Услыхала комара лягушка и - скорей под листок!

Скачите, ребятушки - лягушки! Прячьтесь под листики! Можно под большой лист спрятаться — перевернуть стул вверх ножками и присесть, держась за его спинку. А можно спрятаться под маленький листок — под свои ладошки. Только пониже, пожалуйста, присядьте.

Услыхала комара змея — скорей под корень!

Ползите, ребятушки, к скамейкам, подлезайте под скамейки, кто как сумеет.

А ягодка земляничка под дождем купается да радуется, что ее никто не съел...

В группах старшего дошкольного возраста рефлексивно-игровые технологии дают детям возможность раскрыть свое Я. Важная роль здесь отводится методу личностной перспективы - помогает поверить в свои силы. Метод этот формирует у детей умение выступать инициатором двигательной деятельности, иметь собственную позицию в ее построении, объяснять и оценивать свои действия, физические возможности (особенности физической подготовленности), самостоятельно находить и исправлять ошибки, стремление получить задуманный результат. На основе самооценки возникает саморегуляция собственной деятельности (контроль над своим поведением). Наиболее успешно самоконтроль развивается в ситуации взаимоконтроля друг за другом: когда дети меняются функциями «исполнителя» и «контролера», повышается требовательность к своей деятельности, желание выполнить ее лучше, стремление сравнить ее с деятельностью других. Иными словами, ситуация самоконтроля дает стимул для освоения навыка самоконтроля. Направленность ребенка на собственные внутренние и внешние действия рождает способность управлять собой, оценивать себя. Раскроем это на примере.

Воспитатель (обращаясь к детям). Вы, конечно, помните стихотворение Самуила Яковлевича Маршака «Усатый-полосатый» Сегодня попытаемся разыграть его содержание. Я буду исполнять роль девочки, а вы - котяток, усатых-полосатых. Ложитесь на ковер: под ушки - подушки. Подушками станут ваши ладошки. А ноги-хвостики вытяните на простынку (на ковер). Скажите, какую картину увидела девочка, вернувшись в комнату? (Ответы.) Да, у котенка хвостик на подушке, на простынке ушки! Сейчас, как и героиня Маршака, я тоже отлучусь - просто отвернусь. Что же я могу увидеть, вернувшись? Один котенок бегает, другой ползает, третий ноги кверху - настоящая гимнастика для котят. Вы поняли?! Каждый будет выполнять свое, отличное от других упражнение. Начинаем! А сейчас все котята переберутся или на скамейку, или на лесенку, а может, на горку. И только один котенок (называет имя) скажет, какое упражнение ему понравилось больше других. И не только скажет, но и попытается повторить его. Надеюсь, без ошибок.

Не устали? Тогда разыграем игру «Чьи задумки лучше?» Все упражнения по ходу вы будете придумывать сами, а выполнять стоя или сидя на гимнастической скамейке. По выполнении расскажете, что легло в основу задумки. Начинаем!

А теперь покажите упражнение, которое поможет вашему туловищу обрести гибкость. Исходное положение придумайте сами. (Дети выполняют задание). Скажите, заметили ли вы, что кто-то из вас выполнял это упражнение по-своему?

С заданием на гибкость вы справились. А сможете ли устоять на скамейке на одной ноге? (Дети выполняют). Да, не у всех получилось. Что было трудным? Как исправить ошибку?

Объективность и точность самооценки определяются с учетом индивидуальных различий физической подготовленности детей. Особого внимания требуют те, у кого уровень физической подготовленности низок, кого характеризует негативное самовосприятие, низкая самооценка, безразличие к себе. Задача педагога - повысить представление ребенка о собственной значимости. Какими приемами? Включением неуверенных в игры эмоционально яркого содержания, положительной оценкой малейших достижений, накоплением положительного опыта общения со сверстниками в подвижных играх, обогащением опыта эмоционального переживания. На занятиях физической культурой неуверенные в себе дети нуждаются в замедленном показе упражнения с указанием, на какой элемент техники необходимо обратить особое внимание. Наиболее сложные упражнения педагог демонстрирует в различных плоскостях, многократно повторяя показ в процессе занятия.

Эффективен прием специального обучения - описание собственных действий, т.е. всех действий, что следует выполнить практически. Что дает такая методика? Побуждает предварительно обдумывать свои действия, контролировать их. Одновременно появляется возможность устранить ошибки. А это делает процесс формирования двигательного навыка управляемым. Результат: у ребенка исчезает чувство скованности, проявляется вера в свои силы, способности.

«Ориентирующую» и «стимулирующую» функции выполняет оценка, данная педагогом. Но с учетом «зоны ближайшего развития» ребенка, сравнения его сегодняшних положительных успехов в двигательной деятельности с прежними достижениями.

Какие еще факторы вызывают изменения в сознании детей и, следовательно, повышают объективность самооценки? Отметим важность развивающих игр физкультурной тематики. Побудительное содержание - сравнивать, анализировать, обобщать - активизирует мыслительные операции (память, внимание, восприятие), приучает принимать решения самостоятельно, контролировать свои действия. Выполняя правила игры, дети учатся замечать сходство и различия в технике выполнения упражнения, выделять элементы двигательного действия, сравнивать их.

На этапе младшего дошкольного возраста задачи развивающих игр должны быть направлены на:

  • выявление знаний о простых движениях, закрепление умений выполнять их по образцу;
  • узнавание разных видов физических упражнений, умение различать их элементы,
  • нахождение сходства в технике движений;
  • расширение представлений о предметах, с помощью которых выполняются физические упражнения.
«Узнай движение»

Цель. Выявить, как представляют дети простые движения; закрепить умение выполнять их по образцу.

Материал. Большие игровые карты, в клетках которых изображены различные виды движений (ходьба, бег, прыжки, лазанье, метание); маленькие карточки, на которых повторяются те же движения.

Ход игры. Взрослый раздает детям большие игровые карты, а маленькие карточки, перемешав, складывает в стопку обратной стороной вверх. Затем берет из стопки по одной карточке и, показывая изображение, спрашивает: «У кого на большой карте такой же рисунок?». Тот, у кого такой же рисунок, забирает карточку и накрывает ею изображение. Кто первым покроет все игровое поле, выполняет по собственному желанию одно—два движения, изображенные на большой карте.

«Физкультура на кубиках»

Цель. Учить различать разные виды физических упражнений, правильно называть и выполнять их.

Материал. Шесть кубиков, на гранях которых изображены разные виды физических упражнений: ходьба, бег, прыжки, лазанье, бросание, упражнение в равновесии (каждый вид упражнения представлен шестью картинками, на которых изображены варианты его выполнения).

Ход игры. Игра проводится индивидуально. Ребенок должен рассмотреть разложенные на столе кубики и по заданию взрослого выложить из этих кубиков дорожку. Первой должна стать дорожка из кубиков, на которых нарисовано, как дети выполняют ходьбу. Игру начинает взрослый - ставим на дорожку кубик. Ребенок, рассмотрев свои кубики, находит требуемое физическое упражнение и ставит рядом свой кубик. По ходу игры следует найти и выставить на дорожку шесть кубиков с разными видами ходьбы и ответить на вопрос: «Что делает мальчик (девочка) на рисунке этого кубика?».

По выполнении этого задания новые дорожки строятся из кубиков, на которых нарисовано, как дети бегают, прыгают и т.д.

Совсем иные задачи решаются в работа с детьми старшего дошкольного возраста, которые отличаются повышенной интеллектуальной активностью, развитым самоконтролем. Объяснить этот факт можно не только возрастной любознательностью, но и желанием продемонстрировать окружающим свои способности, получить положительную оценку. В этот возрастной период дети в ходе развивающих игр должны научиться:

  • замечать сходство и различия в технике физических упражнений;
  • выделять элементы двигательного действия, определять техническую последовательность их выполнения;
  • самооценивать движение.
«Заколдованные движения»

Цель. Учить видеть общее в схеме и рисунке, изображающих один и тот же вид физического упражнения; выделять технические элементы движений, сравнивать их между собой.

Материал. Три-четыре игровых поля, разделенных линиями на шесть клеток каждое (на трех представлены изображения-схемы детей, выполняющих разные виды физических упражнений); маленькие карточки с рисунками, изображающими детей, выполняющих физическое упражнение (рисунки на карточках соответствуют изображению-схеме движения).

Ход игры. В игре участвуют двое. Взрослый раздаёт игровые поля и маленькие карточки, которые дети должны разложить на столе изображением вверх. Задача играющих определить вид физического движения, назвать его, а затем отыскать на столе маленькую карточку-отгадку. И не только отыскать, но и положить ее на пустую клетку рядом с изображением-схемой. Победителем считается тот, кто правильно и быстро «расколдует» все движения на своем игровом поле.

Вариант. Игру разыгрывают двое детей-игроков и два ребенка-зрителя. Взрослый раздает игрокам игровые поля, а маленькие карточки, перемешав, раскладывает перед зрителями изображением вниз. Взяв любую карточку и не показывая ее игрокам, ребенок-зритель выполняет изображенное на ней движение. Задача игроков - определить, есть ли на их игровом поле изображение этого упражнения, а заем назвать его. Если с заданием ребенок-игрок справляется, он получает от ребенка-зрителя карточку и помещает ее рядом с изображением-схемой. Побеждает тот игрок, который первым закроет маленькими карточками все пустые клетки на игровом поле, и тот ребенок-зритель, кто точно выполнил упражнение.

«Подбери упражнение»

Цель. Учить замечать общее и различное в технике физических упражнений, закрепить их название.

Материал. Три - четыре игровых поля, разделенных линиями на три полосы (каждая полоса разделена на четыре клетки; только на одной изображён ребёнок, выполняющий какое- либо физическое упражнение); маленькие карточки, на которых нарисованы дети, выполняющие разные виды физических упражнений.

Ход игры. В игре участвуют три ребенка. Взрослый раздает каждому игровое поле, а маленькие карточки, перемешав, складывает в стопку изображением вниз. Затем берет из стопки одну карточку и, показав ее детям, спрашивает: «Как называется упражнение, которое выполняет мальчик? Из какого исходного положения он это делает?». Тот, у кого на игровом поле изображен мальчик, выполняющий упражнение с гимнастической палкой, должен ответить: «Это упражнение называется «Подними палку вверх». Выполняется оно из исходного положения "основная стойка"».

Если ответ верен, игрок получает эту карточку и закрывает ею пустую клетку на своем игровом поле. В противном случае карточка остается у взрослого. Побеждает тот, кто первым закроет маленькими карточками все пустые клетки своего игрового поля.

В чем основная цель взрослого при организованном обучении? Не ограничивать инициативу и самостоятельность детей. Даже на целенаправленных обучающих занятиях более значимо не прямое, а косвенное обучение. При косвенном же педагог намеренно приглушает свою субъективность в пользу ребенка. Вполне эффективно также прямое обучение. Однако при этом - в подтверждение установок личностно-ориентированного подхода - инициатива и свобода самоопределения ребенка не должны страдать. Важно, чтобы и при прямом обучении ребенок оставался субъектом собственных действий. Это залог успешного формирования его объективной самооценки.