Служба сопровождения и поддержки online
-
Просмотров: 6765
Содержание материала
Дистанционная поддержка педагога-психолога и учителя-дефектолога
Как говорить с детьми о коронавирусе?
Успокойте ребенка
Прежде всего, необходимо успокоить ребенка и сказать ему, что этот вирус ничем особенно не отличается от обычной простуды
Конкретные шаги
Дело не только в том, чтобы успокоить детей, нужно также, чтобы они понимали, что от них тоже многое зависит.
Детей следует научить предпринимать конкретные шаги для того, чтобы снизить риск заражения. Это позволит им почувствовать, что они могут в определенной степени контролировать ситуацию и сделать что-то, чтобы защитить себя и своих родителей от инфекции.
Научите ребенка, как себя обезопасить
Маленькие дети проявляют большую любознательность, тянутся ко всему, что попадается на глаза, стараются все потрогать руками и попробовать на зуб. Кроме того, они любят делиться едой и напитками и принимать такие угощения от других. А когда дело доходит до мытья рук, мало кто из детей делает это правильно и тщательно.
Это значит, что они, как правило, являются основными распространителями инфекций, и задача взрослых - с самого раннего возраста приучить их к соблюдению основных правил личной гигиены и научить это делать правильно.
Многие дети забывают вытирать руки после мытья либо вовсе не пользуются мылом - сейчас самое время объяснить им, что, делая это добросовестно, они снизят риск заражения - как для себя, так и для окружающих.
Слухи и разговоры
Маленькие дети находятся под сильным влиянием родителей. Когда они видят, что мама и папа чем-то встревожены, что они о чем-то говорят со своими друзьями, скорее всего, детям передастся это беспокойство
Видео для детей:
Источники:
https://www.rospotrebnadzor.ru/about/info/news/news_details.php?ELEMENT_ID=14109
https://www.bbc.com/russian/features-51721106
Детские истерики: памятка для родителей
"ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ДЕТЕЙ" Памятка для родителей
Истерика – совершенно нормальное явление для детей младшего и дошкольного возраста. Основной ее причиной является эмоциональная незрелость ребенка, вследствие которой он не способен справляться со своими эмоциями и чувствами так, как это делают взрослые. Пока не способен. Только пока.
Поэтому успокойтесь: с Вами все хорошо, и с Вашим ребенком тоже!
Второе. Скорость прохождения детьми этого «истеричного» этапа зависит не только от особенностей их нервной системы (давно замечено, что дети, от природы возбудимые, истерят не только больше, но и дольше). Но еще и от того, как именно мы, взрослые, сопровождаем своих детей во время истерик. Мы можем помочь ребенку научиться справляться со своими эмоциями. И каждый раз делая это, мы помогаем ему «перерасти» этот этап.
Третье. Истерика ребенка означает, что сейчас он переживает стресс. Внешние проявления истерики, вгоняющие нас, взрослых, в ступор, на самом деле позитивны, так как способствуют освобождению ребенка от стресса – после истерики у него спадает эмоциональное напряжение и он, наконец, может расслабиться.
НО. Только если мы, взрослые, не мешаем этому процессу. Не прерываем грубыми фразами типа «Да хватит уже!», «Замолчи!», «Прекрати!» и т.п. Если мы даем возможность своему ребенку выплакаться и поддерживаем его при этом, «контейнируя» его переживания.
Четвертое. Большая ошибка думать, что детская истерика – это просто способ манипулировать взрослыми и добиваться желаемого. Даже если истерика возникает после Вашего «нет» в ответ на требование ребенка что-то купить, она выражает его отношение к Вашему решению, его разочарование им и печаль по этому поводу.
Уважайте его чувства, сколь малозначительной бы не казалась Вам причина, сопереживайте им, но стойте на своем. Так Вы поможете своему малышу понять, что существуют границы приемлемого и что не все желания могут и должны осуществляться «по щелчку». И радуйтесь – Ваш ребенок чувствует себя с Вами в безопасности и не боится проявлять свои чувства, а у Вас появилась еще одна возможность продемонстрировать ему свою безусловную любовь и принятие, укрепив тем самым доверие между вами.
Пятое. Часто триггером детских истерик является физический дискомфорт и эмоциональное перевозбуждение. Уберите эти факторы. Подумайте, не был ли ребенок голоден, не устал ли он, не перегрелся ли, не приболел? Если с этим все хорошо, задумайтесь об эмоциональной нагрузке – по плечу ли она Вашему малышу? Слишком много впечатлений, шум, гам, мультфильмы и компьютерные игры, куча развивающих занятий – все это, накапливаясь, истощает психические ресурсы ребенка. Введите четкий и простой режим дня, избегайте магазинов и шумных улиц, «сбавьте обороты» в его обучении, тщательно готовьте его к любым изменениям в его жизни. Вам ведь нужен здоровый и счастливый ребенок, верно?
И наконец, шестое. Как бы Вы ни старались и что бы ни делали, истерики у ребенка все равно могут случаться. И это абсолютно не свидетельствует о Вашей родительской несостоятельности. Если все же сомнения в ней появляются, перечитайте, пожалуйста, пункт первый. И расслабьтесь. Вы – хорошая(ий) мама/папа. Скоро Ваш малыш перерастет этот период и научится регулировать свои эмоции.
Как же действовать, когда ребенок «вошел в процесс»?
- Сохраняйте спокойствие. Знаю, что это нелегко в такой ситуации. Особенно если вокруг люди. Но это необходимо. Применяйте какие-то техники для расслабления, дышите, проговаривайте мантры и аффирмации – делайте что угодно, но не заводитесь в ответ. Не срывайтесь на крик, и уж тем более не бейте, не шлепайте, не трясите ребенка. Сами понимаете, подобное поведение вовсе не поспособствует окончанию истерики. Скорее наоборот, накал страстей только увеличится, и ребенок, который и так не может разобраться с тем, что с ним сейчас происходит, получит новую дозу эмоций. Если истерика происходит в публичном месте, постарайтесь не обращать внимания на реакции окружающих – Ваша задача не понравиться им всем, а помочь своему любимому малышу. Взращивайте в себе здоровый пофигизм. А в случае непрошенных советов или упреков, не стесняйтесь вежливо, но твердо расставлять «все точки над I» и давайте понять сразу, что именно Вы воспитываете Вашего ребенка, и никто другой.
- Ни в коем случае не оставляйте истерящего ребенка одного, не делайте вид что уходите, не угрожайте отдать чужому дяде или милиционеру. Такая Ваша реакция лишь посеет в нем страх, но уж никак не поможет ему успокоиться. Напротив, пользуясь любой ситуацией, демонстрируйте ребенку, что Вы можете выдерживать любые его эмоции и проявления, что любите его невзирая ни на что – уверенность в этом является необходимой основой для его психологического здоровья, эмоционального в том числе. Будьте рядом с ним и вместе с ним – и душой и телом.
- Присядьте на корточки, ласково посмотрите в глаза, обнимите, если получится. Возьмите за руку (или на руки) и выйдите (вынесите его) на свежий воздух или хотя бы в другое помещение. Не «читайте морали», не взывайте к голосу разума «Ты видела сколько стоит эта кукла?» - это все равно непродуктивно и ребенок в этом состоянии Вас просто не услышит. Вообще, говорите как можно меньше и тише.
- Когда «буря» начнет затихать, можно начинать говорить. Присоединитесь к переживаниям ребенка, покажите ему, что уважаете и понимаете его чувства, облеките их в слова. Называние чувств само по себе способно творить чудеса, ведь способствует пониманию малышом собственных эмоций, а значит и развитию его эмоциональной регуляции. «Ты расстроена, что я не могу купить эту куклу? Я понимаю, как это печально. Я видела, что она очень тебе понравилась. Она очень красивая. Мне очень жаль, но сейчас у нас нет на нее денег».
- Когда ребенок совсем успокоится, обсудите с ним ситуацию. Расскажите о своих чувствах, о том, как Вам было неприятно и стыдно. Но ни в коем случае не вините его. Отделяйте ребенка от его поведения. С детьми помладше хорошо это делать в шутливой, игровой форме: «Ух и Кричалка на тебя напала!». Выработайте вместе стратегию на будущее, в которой бы за ребенком тоже сохранялась некая активность: «Что же можно сделать, чтобы в следующий раз её не подпустить?» В будущем при появлении первых симптомов, напоминайте о ней.
Если истерика случилась по поводу некупленной игрушки, договоритесь с ребенком о каком-то Дне подарков, в который Вы будете что-то в рамках своих финансовых возможностей покупать своему малышу. Заходя в другие дни в магазин, напоминайте, что сегодня можно только посмотреть, потрогать и подумать как об одном из вариантов желаемого подарка, но не купить.
С детьми вместе подумать о приемлемом способе решения возникшей проблемы. Спросите, глядя в глаза: это большая проблема, средняя или маленькая? Иногда такой вопрос, заданный при появлении первых предвестников, сам по себе становится профилактикой взрыва эмоций, и истерика просто не наступает. Обязательно дождитесь ответа ребенка, а потом сообща поищите способ решения проблемы. Даже если проблема объявлена как большая, и невозможно её решить просто и быстро, можно хотя бы набросать приблизительный план и приступить к его выполнению.
- Завершите неприятный инциндент неким ритуалом примирения: рукопожатием, объятием, поцелуем. Пусть ребенок поймет, что ситуация исчерпана, он ни перед кем не виноват, и Вы его по-прежнему любите.
✅Мемори "Игрушки": https://learningapps.org/watch?v=px4j9jfyj20
✅Определи последовательность "Пирожки от бабушки": https://learningapps.org/watch?v=pg1bk69tj20
✅Найди пару "Эмоции": https://learningapps.org/watch?v=p2rhsye2k20
✅Определи последовательность героев: https://learningapps.org/watch?v=poxn6kzpt20
✅Где чьи родители? https://learningapps.org/1210042
✅Наведи порядок - найди рыбам дом. https://learningapps.org/3305130
✅Добро и зло в сказках. https://learningapps.org/1949185
Игры на развитие внимания у детей
6-7 лет
«Хитрые числа»
Для этой игры необходимо вырезать 20 карточек и на них написать числа от 1 до 20. Затем необходимо их тщательно перемешать и в произвольном порядке раздать 10 карточек себе и 10 малышу. Затем задача состоит в том, что родитель, который играет с ребенком, должен выложить перед ним одну карточку любого числа. При этом их чадо должно положить рядом карточку с числом, которое ближе всего к тому, которое задано. То есть, если мама или папа положили цифру 5, то ребенок должен выложить либо 4, либо 6.
Эта игра развивает не только внимание, но и память, логику и математическое восприятие. Часто для поступления в начальную школу дети проходят специальное тестирование. В тестах может встретиться задание типа «Назови числа-соседи». Если малыш освоит это упражнение, то он с легкостью сдаст предложенный тест.
«Части тела»
Усадив перед собой детей, необходимо показывать им части тела и называть их вслух. При этом дети должны повторять. Далее, родители делают хитрость, называют одну часть тела, а проговаривают другую. Например, указывают на нос, а говорят: «Это колено». Задача детей правильно показывать на себе те части тела, которые им проговаривают, не смотря на желание родителей запутать ребенка.
«Сказки и стихи»
В таком возрасте ребенку давно пора знать как можно больше стихов наизусть. Обычно маме, на которую ложиться большая роль в воспитании детей, нужно искать повод, чтобы выучить новый стих. Например, на праздники, для бабушки или для папы. Необходимо помогать детям, жестикулировать во время рассказа (маршировать, хлопать в ладоши, указывать направление или приседать) в общем, все, о чем он говорит, пусть показывает. То же дело обстоит и со сказками. Здесь можно позволять, чтобы ребенок включал свое воображение. Однако большую роль играет то, насколько он был внимателен к деталям сказки и сможет ли он их вспомнить. Поэтому перед родителями стоит задача задавать вопросы, которые помогут увидеть насколько ребенок был сосредоточен.
«Найдите отличия»
Это, наверное, наиболее распространенная игра на развитие, в которую любят играть даже взрослые. Сегодня найти в интернете огромное количество подобных картинок с отличиями для детей подходящего возраста не проблема. Распечатав такие рисунки, можно вместе с малышом искать отличия. Заранее
предупредите ребенка, что данная картинка содержит 5,
7 или 10 отличий и пусть он внимательно их отыскивает. Для удобства можно взять простой карандаш в руку и отмечать те элементы, которые он уже нашел. Если с поиском отличий у ребенка получается пока не очень хорошо, не показывайте ему, что конкретно он пропустил. Можно просто подсказать: «Посмотри на то…» или «Чего не хватает на…».
«Запретное слово «нет»»
Очень актуальная игра не только на развитие внимательности, но и на мышление. Мама или папа должны задавать своему дошкольнику разные вопросы с подвохом, но он должен ответить на них так, чтобы не прозвучало «нет». Например: Светит ли солнце ночью? (правильный ответ «не светит», не правильный «нет»), Чистишь ли ты зубы мочалкой? (правильный ответ «чищу щеткой»), Кошка ест огурцы? Надевают ли юбку на голову? Нужно ли на хлеб мазать крем? Таких вопросов может быть огромное количество, но важно, чтобы ребенок не произносил слова «нет».
Подобные игры знакомы родителям еще со времен их детства, например, игра «Черное и белое не берите, да и нет не говорите». Поиграйте с ребенком в такие игры, ему будет очень интересно.
Комплекс дидактических игр по развитию внимания старших дошкольников.
1.Кто за кем?
Цель – развивать активное внимание.
Процедура игры. Дети делятся на 2 команды по 5-6 человек и становятся в 2 шеренги. Один из каждой команды – водящий –
стоит спиной ко всем; остальные в это время перестраиваются.
Ведущий подает сигнал, и водящий, быстро повернувшись лицом к шеренге, старается запомнить, кто за кем стоит. По новому сигналу через пять-десять секунд водящий,
отвернувшись, должен сказать, в каком порядке стоят его
товарищи. Затем водящий становится в шеренгу, а его место занимает другой ребенок, и так пока все из команды не побывают водящими.
2.Кто быстрее соберет?
Цель – развивать активное внимание.
Игровой материал: предметы различных форм.
Ведущий раскладывает 5 различных предметов на столе.
Игроку завязывают глаза, и он должен быстро (не дольше, чем за 1 мин.) собрать все эти предметы в том порядке, который укажет ему ведущий.
Тот меняет расположение предметов и дает по очереди задание другим игрокам . Собравший быстрее всех считается победителем.
3.Лови - не лови.
Цель – развивать умение распределять внимание.
Игровой материал: светлый мяч, темный мяч. Процедура игры. Ребята становятся в круг. У играющих два мяча, которыми они перебрасываются, - светлый и темный.
Светлый мяч нужно ловить всегда, а темный только тогда, когда его бросают молча. Если бросающий темный мяч говорит: ―Лови‖, ловить нельзя. Пытающийся поймать мяч выбывает из игры.
В середине круга находится ведущий, он бросает мячи, упавшие внутри.
Игра заканчивается тогда, когда останется 2-3 игрока, которым все хлопают и считают их победителями.
- Съедобное – несъедобное.
Цель – развивать активное внимание.
Игровой материал: мяч.
Процедура игры. Дети садятся в круг. Ведущий говорит задуманное им слово и бросает мяч своему соседу. Если слово
обозначает еду (фрукты, овощи, сладости, молочные, мясные и другие продукты), то ребенок, которому бросили мяч, должен
поймать его (―съесть‖). Если слово обозначает несъедобные
предметы, то мяч не ловится. Если ребенок справился с заданием, то он становится ведущим и называет свое
задуманное слово другому ребенку, и бросает мяч.
5.Карлики и великаны.
Цель – развивать активное внимание.
Процедура игры. Дети садятся или становятся полукругом.
Ведущий называет предметы. Если слово означает что-то довольно большое, то дети становятся на носочки и поднимают руки вверх, а если наоборот, что-то очень маленькое
(например, иголка, мышка), то дети садятся на корточки.
Ведущий может сознательно ошибаться, а многие ребята непроизвольно, в силу подражания, будут повторять действия
ведущего. Необходимо выполнять правильно, кто ошибается – выбывает из игры. И так до тех пор, пока не останутся 2-3 человека. Аналогично можно играть в игру ―Летает – не летает‖.
- Маленький жук
Цель - развитие внимания, наблюдательности.
Игровой материал: бланки с таблицей.
Процедура игры: "Сейчас мы будем играть в такую игру.
Видишь, перед тобой поле, расчерченное на клеточки. По этому полю ползает жук. Жук двигается по команде. Он может
двигаться вниз, вверх, вправо, влево. Я буду диктовать тебе ходы, а ты будешь передвигать по полю жука в нужном направлении. Делай это мысленно. Рисовать или водить пальцем по полю нельзя!
Внимание? Начали. Одна клеточка вверх, одна клеточка налево. Одна клеточка вниз. Одна клеточка налево. Одна клеточка вниз. Покажи, где остановился жук".
(Если ребенок затрудняется выполнять задание мысленно, то сначала можно позволить ему показывать пальчиком каждое
движение жука, или изготовить жука и двигать его по полю.
Важно, чтобы в результате ребенок научился мысленно ориентироваться в клеточном поле).
Задания для жука можно придумать самые разные. Когда поле из 16 клеток будет освоено, переходите к движению по полю из
25, 36 клеток, усложняйте задания ходами: 2 клетки наискосок вправо-вниз, 3 клетки влево и т.д.
Игры на развитие памяти
Шкафчики
Материал: шкафчики, склеенные из 4 и более спичечных коробков, мелкие предметы. Ход игры: Взрослый прячет игрушку в один из коробков на глазах у ребенка. Затем шкафчик убирается на несколько секунд и показывается снова.
Ребенка просят найти игрушку.
Что исчезло?
На столе раскладывают несколько предметов или картинок.
Ребенок рассматривает их, затем отворачивается. Взрослый убирает один предмет. Ребенок смотрит на оставшиеся предметы и называет, что исчезло.
Что изменилось?
На столе раскладывают несколько игрушек. Ребенку предлагают их рассмотреть и запомнить. Ребенок
отворачивается, одну игрушку добавляют, или игрушки меняют местами. Ребенок отвечает, что изменилось. Художник
Ребенок играет роль художника. Он внимательно рассматривает того, кого будет рисовать. Потом отворачивается
и дает его словесный портрет. Можно использовать игрушки.
Запомни и воспроизведи
Вариант 1. Ребенку называют числа и просят их воспроизвести.
Количество чисел в ряду постепенно возрастает.
Вариант 2. Ребенку называют слова и просят их воспроизвести (от 4 до 10 слов).
Вариант 3. Ребенку называют числа (слова) в произвольном порядке, просят воспроизвести в обратном порядке.
Вспомни и покажи
Детям предлагается воспроизвести движение знакомых объектов (например, махающую крыльями птицу, косолапого
медведя, ползущую гусеницу, нахохленного петуха и т.д.).
Полезные ссылки:
Игры на развитее внимания для детей 6 лет. Тренировка Концентрации. Советы Родителям
Упражнения на развитие внимания у детей 7 - 12 лет | Учимся учиться!
10 лучших детских игр, развивающих память и внимание
УПРАЖНЕНИЯ С ЭЛЕМЕНТАМИ АРТ-ТЕРАПИИ:
ЗАНИМАЕМСЯ ВМЕСТЕ С ДЕТЬМИ
Арт-терапия является средством свободного самовыражения себя через творчество. В особой символической форме: через рисунок, игру, сказку, музыку, дети, и мы вместе с ними, способны лучше выразить чувства, желания, глубже узнать и понять себя.
Упражнения с элементами арт-терапии способствуют: - формированию представлений о себе, - изучению и выражению своих чувств и эмоций; - формированию позитивного самовосприятия; - развитию коммуникативных навыков; - эмоциональному сближению членов семьи; - снятию психоэмоционального напряжения; - развитию способностей к различным видам творческой деятельности. Для выполнения упражнений вам понадобится: - бумага для рисования, краски, карандаши, цветные мелки. - картон, ножницы, клей - пластилин - различный природный материал - фотографии – музыка
Наш семейный плакат
Цели: эмоциональное сближение членов семьи, усвоение семейных ценностей.
Материалы: бумага разного формата; цветной/белый картон; краски, набор карандашей/фломастеров/мелков; различные конверты, ножницы, клей.
Описание упражнения: «Когда семья собирается вместе, то хочется разделить друг с другом всѐ то, что близко сердцу. Хочется поговорить, поделиться новостями и планами. Так давай с тобой сделаем наш семейный плакат, на котором мы сможем отобразить всѐ то, что ценно для нас. И который мы сможем заполнять постепенно, словно семейный дневник!»
Лучше всего для изготовления плаката подойдѐт бумага формата А3 или лист ватмана.
Придумайте вместе с ребѐнком приветствие, которое вы напишите на плакате, продумайте оформление. Возможно, вы захотите украсить плакат вашими семейными фотографиями, а может, вы совместно что-то нарисуете. Затем на плакате стоит разместить «кармашки». Для этого вы можете использовать готовые конверты, которые предварительно украсите и затем приклеите. Оговорите с ребѐнком, сколько всего будет кармашков, и что в них будете собирать. Можно назвать один из кармашков «расскажи о себе» — тогда у всех членов семьи появится возможность поделиться какими-то своими мыслями, идеями, планами. Очень хорошо, когда мы друг друга поддерживаем, говорим тѐплые слова. И для этого тоже можно отвести специальный кармашек – «мои пожелания». А порой нам хочется когото предостеречь, что-то посоветовать, поделиться опытом. Кармашек «тебе на заметку» может в этом помочь.
В каждой семье свои традиции, свой ритм, своя атмосфера. Постарайтесь придумать кармашки, которые будут характеризовать именно вашу семью, чтобы чувствовалась «изюминка».
Примечание
Постарайтесь, что бы эти кармашки заполнялись всеми членами вашей семьи.
Благодаря этому ребѐнок сможет быстрее понять и усвоить семейные ценности, и что особенно важно — почувствовать сплочѐнность своей семьи.
Конверты радости и огорчений
Цели: развитие умений открыто выражать свои чувство по отношение к различным жизненным ситуациям, снятие напряжения, эмоциональное сближение ребѐнка и родителей.
Материалы: почтовые конверты, бумага разного формата; цветной/белый картон; краски, набор карандашей/фломастеров/мелков; ножницы, клей.
Описание упражнения: «За целый день успевает произойти масса разных событий – что-то нас веселит, что-то нас удивляет, что-то нас радует, а что-то нас и огорчает. Давай с тобой сделаем конвертики, в которых сможем собирать всѐ то, что запомнилось за день. В один из них мы будем собирать свои радости, а в другой будем прятать огорчения».
Теперь предложите ребѐнку изготовить конверты. Для этого можно использовать как обычные почтовые конверты (которые затем можно разрисовать, сделать на них какую-либо аппликацию), так и изготовить самостоятельно. Для этого можно придумать свою форму, выбрать сам материал (альбомные листы, белый/цветной картон, фольгу и т.д.)
Когда конверт радости и конверт огорчений будет готовы – начинайте их заполнять. Возьмите небольшие бумажки и попросить ребѐнка написать на них, или нарисовать то, что обрадовало его, а что огорчило. И распределите это по соответствующим конвертам.
Затем предложите ему с помощью рук изобразить весы. Пускай он положит один конверт на правую ладонь, а другой на левую. Как он считает, что перевешивает? Радость? Отлично, скажите, что завтра, когда мы вновь будем заполнять наши конвертики – еѐ, наверно, станет ещѐ больше! Перевешивают огорчения? Скажите, что, конечно, это грустно. Но ведь мы их убрали в конверт, они больше не в тебе – а вот в этом конверте. А значит, они потеряли власть над тобой. А завтра мы вновь продолжим заполнять наши конвертики, и ещѐ посмотрим – кто ж перевесит!
В процессе заполнения конвертов можно с ребѐнком периодически пересматривать их содержимое, что-то обсуждать, убирать или добавлять. Пусть ребѐнок сам решит как долго он будет «вести» такие конверты. Когда он захочет прекратить – проведите «полную ревизию» содержимого. Потом предложите конверт с накопившимися радостями хранить в надѐжном месте, что б всегда была возможность пересматривать его, если вдруг будет грустно. А вот с конвертом огорчений предложите «расправиться». Пусть ребѐнок придумает способ, как огорчения навсегда уйдут из его жизни (скажем, конверт можно разорвать и затоптать; можно разрезать, или опустить в воду, и ждать пока размокнет и т.д.)
Примечание
Хорошо, когда всѐ, что ребѐнок складывает в конверты, проговаривается вместе с родителями. Родителям это даѐт дополнительную возможность лучше узнать своего ребѐнка, быть в курсе того, что его заботит в данный момент; Но случается и так, что ребѐнок отказывается писать или рисовать то, что его огорчило. Возможно, что причиной этого является нежелание что-то «рассекретить». Не настаивайте. Значит пока он к этому не готов. Успокойте его, скажите, что вам это необязательно показывать. Или предложите ему вместо того, что б писать или рисовать огорчения – сказать их шѐпотом в сам конверт. А вы отвернѐтесь или не на долго выйдите из комнаты. В полнее вероятно, что потом ребѐнок сам захочет поделиться с вами тем, что спрятал в конверт.
История из жизни цветов
Цели: развитие сенсорных способностей; развитие воображения.
Материалы: бумага формата А4; акварельные краски; кисточки; фотографии неба, солнца, моря, цветов, деревьев.
Описание упражнения:
«Сегодня я расскажу тебе одну интересную историю из жизни цветов. Но для начала давай с тобой вспомним, а какие цвета бывают. Я назову первый, а ты будешь продолжать, договорились? Итак, красный…»
Когда различные цвета будут названы, начинайте рассказывать историю. «Жили-были два цвета: Жѐлтый и Синий. Они не были знакомы друг с другом, и каждый считал себя самым нужным, самым красивым, самым-самым лучшим цветом!
Но как-то они случайно встретились…Ой, что тут тогда началось! Каждый отчаянно пытался доказать, что именно он лучший!
Жѐлтый говорил:
- Посмотри на меня! Посмотри, какой я яркий, лучистый! Я цвет солнца! Я цвет песка в летний день! Я цвет, который приносит радость и тепло!
Синий же отвечал:
- Ну, и что! А я цвет неба! Я цвет морей и океанов! Я цвет, который дарит покой!
- Нет! Всѐ равно я самый лучший! – спорил Жѐлтый.
- Нет, лучший это я! – не сдавался Синий.
И так они спорили и спорили…Спорили и спорили…
Пока не услышал их пролетавший мимо ветер! Тогда он ка-а-ак дунул! Всѐ кругом закружилось, перемешалось! Перемешались и эти два спорщика…Жѐлтый цвет и Синий….
А, когда ветер стих, то Жѐлтый и Синий увидели рядом с собой ещѐ один цвет – Зелѐный! А тот смотрел на них и улыбался. — Друзья! – обратился он к ним.
- Посмотрите, благодаря вам появился я! Цвет лугов! Цвет деревьев! Это настоящее чудо! Жѐлтый и Синий задумались на минутку, а потом улыбнулись в ответ.
- Да, ты прав! Это же действительно чудо! И мы не будем больше ссорится! Ведь каждый действительно красив и необходим по-своему! И есть небо и солнце, моря и луга, радость и умиротворение! Благодаря нам всем мир становится ярким, интересным и разноцветным!
И взявшись втроѐм за руки, они весело рассмеялись! Так им стало хорошо!»
После этого предложите ребѐнку вместе сотворить чудо. Для этого возьмите один альбомный лист, краски и две кисточки. Спросите ребѐнка: а каким цветом ты хотел бы сейчас рисовать — жѐлтым или синим? После того как он выберет цвет, скажите:
«Отлично! Ты выбрал свой цвет, и будешь рисовать им. А я буду рисовать тем цветом, который остался. И вместе с тобой мы сотворим чудо! Ты помнишь, как получилось чудо в истории, которую я тебе рассказала? Да, правильно, там перемешались друг с другом два цвета: жѐлтый и синий. И получился зелѐный! Так и мы сейчас с тобой попробуем это сделать!
Для этого ты начинай рисовать своим цветом с одного края листа, и тихонько продвигаться к середине. А я буду рисовать с другого края. А когда мы с тобой встретимся – то и получится чудо!»
Когда «чудо» произошло, и получился зелѐный цвет:
- спросите ребѐнка, сколько теперь всего цветов на листке бумаги;
- спросите из-за чего спорили жѐлтый и синий цвет;
- почему потом они решили больше не ссорится;
- проговорите ещѐ раз, что понадобилось сделать для получения зелѐного цвета;
- предложите поэкспериментировать со смешением других красок;
- нарисуйте общую картину, на которой бы присутствовали все найденные вами цвета.
Придумайте ей название. Отметьте, как действительно здорово, что наш мир такой разноцветный, и всѐ в нѐм хорошо по-своему. Как важно жить дружно.
Примечание:
Будет в особенности хорошо, если рассказывая историю, вы будете ещѐ и показывать ребѐнку фотографии или картинки соответствующей тематики. Допустим, когда идѐт спор между жѐлтым и синим, покажите ребѐнку фотографии неба, солнца, песка, моря и т.д. Когда появится зелѐный, то покажите луга, различные растения. А в конце повествования покажите фотографии, на которой бы ребѐнок смог увидеть, как все эти цвета сочетаются друг с другом.

Ох, как сложно удержаться, ничего не рассказав (4-5с).
Губы все же я расслаблю, а секрет себе оставлю.
- Далее, предложенные упражнения на снятие мышечного и эмоционального напряжения прекрасно позволяют расслабиться и взрослым.